Больше рецензий

19 апреля 2023 г. 23:59

215

3 Что это было?

«Сосредоточиться на своей боли, чтобы отвлечься от своей…»

Представьте себе салат, который вы сейчас собираетесь кушать. Вы добавляете масло и приступаете к еде. После чего вы добавляете соль и перец. Вроде уже не так вкусно, но есть можно. А потом вы херачите в миску всё, что вам попадётся под рукой на кухне. Примерно такое я испытала во время чтения книги «Пассажир», которую написал Жан-Кристоф Гранже. 

Сюжет крутится вокруг двух персонажей, назовём их персонаж А и персонаж Б.

Персонаж А - мужчина-психиатр. К нему на прием попадает человек с амнезией. В последствии врач выясняет, что у его пациента синдром «пассажира без багажа» (человек меняет себе личность после пережитого стресса).

«— Иногда случается, что человек, перенесший сильнейший стресс или переживший шок, сворачивает за угол улицы и вдруг теряет память. Впоследствии ему начинает казаться, что он что-то такое вспоминает, но в действительности он создает себе новую личность и сочиняет новое прошлое, лишь бы не возвращаться мыслями к тому, что с ним произошло в реальности. Это своего рода бегство, но как бы бегство внутрь себя.»

После чего оказывается, что и сам главный герой А страдает тем же самым. На протяжении всей книги у него менялись личности 5 раз. 

Персонаж Б - женщина-полицейский. Она обычная одинокая девушка, которая сидит на антидепрессантах и занимается своей работой. Ей следует раскрыть преступление, произошедшее за день до поступления пациента с амнезией в клинику.

Когда она прибыла на место преступления и увидела тело убитого парня, выясняется, что преступление непростое, а с мифологическим подтекстом. Вместо головы парня была голова быка.

«Мертвое тело венчала не человеческая, а бычья голова.

Огромная черная башка, отрубленная по шею и весившая, должно быть, не меньше полусотни килограммов.

До Анаис наконец-то дошел смысл происходящего. Все это было реально.  У нее подогнулись колени. Преодолев накатившую слабость, она наклонилась вперед и заставила себя собраться с мыслями. Вариантов было всего два. Либо убийца отрубил жертве голову и приставил к ее плечам бычью голову, либо насадил свой страшный трофей прямо на череп убитого. Символика в любом случае была ясна: он убил Минотавра.»

(В книге таких убийств мифологического характера будет около трех.)

Это салат, который всего лишь заправили маслом. Вкусно, хочется есть дальше, но потом начинают сыпать перец и соль.

Персонаж А становится главным подозреваемым в убийствах. Персонаж Б всячески пытается его поймать, но её отстраняют от должности. Хорошо, допустим.

И тут вы начинаете херачить в салат ВСЁ:



  1. Персонаж А переживает 5 диссоциативных бегств (психиатра, бомжа, душевнобольного художника, поддельщика документов, снова психиатра);
  2. Появление эскортниц и запрещенных веществ;
  3. Появление матери главного героя, страдающей шизофренией и режущей у себя на животе кресты;
  4. Снова много мифологии;
  5. Персонаж Б, которую мотает не хуже персонажа А;
  6. И вишенка на торте - выяснение, что это всё были исследования в области психотропных препаратов. Некий «имплант» был внедрен в голову персонажа А, из-за которого он терял память.

У меня ощущение, что под накуркой были все: персонажи, автор и я. 

Я люблю, когда в книге/фильме резко меняется сюжет так, что ты и ожидать не мог. Но тут перебор. Голова от чтения была квадратная.

Мнение неоднозначное, не могу сказать понравилась или не понравилась. Скорее, я не жалею о потраченном времени, но перечитывать не стала бы.