Больше рецензий

anna_angerona

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2014 г. 22:48

295

4

В «Деревянном море», как и всегда у Кэрролла, на первый взгляд всё кажется очень запутанным. Но это только кажется. И только на первый взгляд. Да, сначала события и персонажи действительно прямо на глазах стремительно сплетаются в огромный многоцветный клубок. И возникает ощущение, что распутать его и найти концы нитей, которые в него вплетены, будет почти невозможно. Но, на самом деле, весь тот калейдоскоп странностей, который Кэрролл являет нашему взору и вниманию, исполнен символизма и аллюзий.

Возьмём, например, странного трёхногого питбуля, которого главный герой в самом начале произведения несколько раз пытается похоронить, а тот всё возвращается и возвращается. В свете последующих событий, этого бульдога можно рассматривать как символ воспоминаний, проблем и мыслей, от которых наш герой пытается сбежать, которые он пытается зарыть глубоко в своей памяти. Однако же от себя не убежишь, хотя порой и очень хочется. Наше естество (или отдельная «неприглядная» его часть) – это то, от чего не спрячешься: рано или поздно оно нас настигнет и даст о себе знать. Если не в образе питбуля, так в образе подростка, у которого наше лицо и который говорит с нами как ни в чём не бывало и знает всё о нашей непутёвой юности. В общем, всё как у нашего героя Фрэнни. Вообще, постоянное возвращение мёртвого питбуля и встреча Фрэнни с юным самим собой – это как бы олицетворение эффекта незавершённого действия, столь известного в психологии.

А может, вечно возвращающийся мёртвый пёс и вся кутерьма, которая потянулась за ним – это наказание, ниспосланное неведомыми силами нашему Фрэнни за его неспособность испытывать страх потери, которая равносильна неспособности любить? Ведь ещё в самом начале он признаётся в том, что ничего не любит настолько, чтобы бояться это потерять. Может, все внезапно обрушившиеся на него необычайные события, которые его пугают и шокируют – это своего рода урок страха? Этакая дидактическая попытка научить его ощущать страх потери, а значит, научить любить? Вполне вероятно. Ведь по ходу действия Фрэнни приходится много чего и много кого терять. А приобретает он, пожалуй, только одно: опыт. Тот, который учит ценить то, что любишь, и бояться потерять то, что ценишь.

В общем, трактовок и объяснений всему происходящему может быть множество. И все они правдоподобны. А главное, что они в принципе есть! Кстати, одну из них сам Кэрролл излагает прямым текстом в завершающей главе. Излагает лаконично, в нескольких предложениях: в виде открывшегося нашему герою метода поиска ответа на вопрос о том, как переплыть деревянное море. И вот этот маленький абзац – это откровение, ради встречи с которым стоит прочесть «Деревянное море» - пуститься в это головокружительное приключение.

Очевидно, что роман Кэрролла отнюдь не легковесная сказочка и не пустословный абсурдизм. Это нечто гораздо более глубокомысленное и весомое. Это то, во что однозначно стоит вглядеться, вдуматься, вчитаться.

Книга прочитана в рамках игры "ВОКРУГ СВЕТА С ФИЛЕАСОМ ФОГГОМ".

Комментарии


Удачное путешествие) Это насколько помню трилогия)


Ага) "Свадьбу палочек" прочла давно, но как-то не особо впечатлилась. Или я тогда ещё не доросла до адекватного восприятия миров Кэрролла. Думаю, что если бы я тогда же прочла "Деревянное море", то впечатления тоже были бы отнюдь не радужными. Видимо, это ещё от жизненного периода зависит.