Больше рецензий

18 апреля 2023 г. 17:08

123

4

В Королевской школе боевых искусств случается трагедия. Внешне она выглядит так: старший ученик, а параллельно еще и главный герой, Дайр Кинтар избивает задиравшегося на него младшего ученика Майона Тхиа, за что сам получает от учителя наказание поркой до потери сознания. Внутренне все совершенно иначе: учитель, увидев сцену драки, а так же то, как на избиение младшего старшим реагируют остальные ученики (выжидают, чтобы, когда Кинтара накажут, свергнув этого учительского любимчика и лучшего бойца с пьедестала, самим занять его место), пришел в ужас, осознав, что вырастил не воинов и защитников, а разбойников и убийц, готовых вот-вот сломаться в своей человечности и дальше подчиняться лишь более сильному, чем они сами. После этой трагедии жизнь Школы меняется. Но меняется настолько непредсказуемым способом, что удивлены будут не только читатели, но и сами герои. Учитель складывает с себя полномочия и передает их... старшему ученику Дайру Кинтару, тому самому, что чуть не убил младшего ученика. А дальше уже надо читать книгу, чтобы понять, как и что из этого поступка получилось.

Если вы тут же представили себе Азию, восточные боевые искусства или там самураев с ниндзя, то забудьте сразу - всего этого в книге нет. Ну, кроме боевых искусств, и то поди еще докажи, какие они - восточные или нет. Хотя, во всех русскоязычных изданиях на обложках то самураи, о которых на страницах ни слова, то ниндзя. В польском издании тоже кто-то восточный. И это очень сбивает с толку. Потому что на самом деле в "Парадоксах" мир фэнтезийный. И если там и есть азиаты, то вряд ли только они. Например, внешность одного из главных персонажей, того самого Майона Тхиа - избитого Кинтаром, а потом ставшего тому учеником, лучшим другом и названным братом на грани фола, вот того самого Майона Тхиа автор описала как голубоглазого блондина. Немного не азиат. Я это к чему?.. К тому, что книжный маркетинг все еще безбожный и беспощадный.

Делится роман на четыре закольцованных новеллы, каждая из которых раскрывает один из парадоксов, вплетенных в судьбу Дайра Кинтара: как стать учителем своего учителя? как стать другом своего врага? как стать вассалом своего вассала? и наконец-то, как стать учеником своего ученика? Параллельно с легким флером философских рассуждений на темы ученичества и учительства, правильного и неправильного в жизни (это хорошая книга, так что точных ответов вы в ней не найдете - придется думать самим), идут приключения - с заговорами, предательствами, убийствами, грабежом и страшным мистическим культом древнего злющего божества.

Но по сути это очень добрая книга. В ней нет жести, даже жестокости почти что нет. И это описано так, что воспринимается очень органично. Вроде бы вот мир что-то вроде магического Средневековья, предполагающего жизнь в стиле "Игры престолов", а нет, никакого тебе насилия, никаких крови и кишок. И, читая, понимаешь, что а и не надо такого. Не о том книга. Она о человечности. И как раз человечность в ней и описывается. Наверное, талант Раткевич, помимо прочего, еще и в том, что, описывая доброту, она умудряется не противопоставлять ее злу, не играть на контрасте, и, как бы парадоксально оно ни было, это получается, работает: свет у Раткевич может быть описан без использования тени, а если тень и появляется, то лишь для того, чтобы тоже поучаствовать в сюжете, а не для того, чтобы подчеркнуть свет. Возможно, это действительно что-то восточное, понятие из тех краев: зло не противник добра, а такое же равноправное действующее лицо во вселенской опере.