Больше рецензий

18 апреля 2023 г. 10:41

109

5 Элис Манро. «Беглянка» и известная всем истина, что от себя не убежишь.

Элис Манро в России узнали, конечно, благодаря Нобелевской премии – начали переводить и издавать (до этого были когда – то где-то напечатаны пара рассказов).

Естественно, не обошлось без сравнений с Антоном Павловичем Чеховым. Манро называли «канадским Чеховым», писали, что она «перечехила Чехова», ну в общем вы поняли. Так уж заведено, что почему – то надо обязательно сравнивать кого-то с кем-то, и если уж взялся за рассказы и у тебя получилось писать их хорошо – будь готов, что без Чехова не обойдется.
Хотя Манро на мой взгляд (конечно, не только мой) с Антоном Павловичем только и роднит, что малая форма, а то, что она «как и Чехов умеет несколькими штрихами обрисовать характер» или «вместить в небольшое произведение материал, которого хватило бы на роман» - так это признаки жанра, которые в принципе в любом хорошем рассказе любого хорошего мастера присутствуют.

Элис Манро пишет о людях вокруг себя, о таких же, как ее собственные соседи, например, о тех, жизнь кого она лично могла наблюдать. Ее героями в сборнике «Беглянка» становятся женщины разных возрастов и профессий, жизнь которых ничем особо примечательным не отличается. Но писательница умеет «раскрыть» своих персонажей, действительно одним – двумя словами дать точное определение, характеристику, психологический портрет. При этом она никогда не осуждает героев, всегда дает возможность им показать читателю себя так, как они сами себя видят и оценивают (а мы ведь сами себя не можем не любить, даже если и критикуем)

Тема, которая объединяет рассказы сборника – бегство. И здесь мы видим либо очевидное по сюжету бегство – действие, либо внутреннее, психологическое, а иногда – и все это вместе. Героини бегут от мужей, родителей, от своей семьи в принципе, из родных мест, от ответственности, от принятия решений, от своей судьбы, от своей сущности, своего предназначения. Иногда это попытка бегства, которая заканчивается осознанием невозможности убежать, особенно если это бегство от самих себя, своих мыслей (как, например, в одноименном сборнику рассказе «Беглянка»). Иногда мы лишь в самом конце новеллы, буквально по одному – двум предложениям понимаем весь смысл истории (словно нам раскрывается этот самый «тип бегства»).

Развитие сюжета в рассказах вторично, как правило важным является какое-то одно конкретное событие в жизни героя, которое становится переломным, имеет далеко идущие последствия, отражается на всей жизни. Экшена и безумных поворотов сюжета не ждите, проза Манро не про это – просто расслабьтесь и погрузитесь в эти истории.

Некоторые рассказы в сборнике объединены в циклы, связанные главными действующими лицами, мы видим их в нескольких временных точках, весьма отдаленные друг от друга, и как бы получаем возможность оценить результаты принятых ими ранее решений, узнать – удалось ли бегство и к чему оно привело. Причем особенностью манеры Манро является то, что о самых важных, переломных для героинь моментах мы часто узнаем или случайно, или по одному как бы невзначай написанному в рассказе предложению. Иногда действие переносится на несколько десятков лет вперед или назад, и о таких ключевых деталях мы узнаем из флэшбэков или напротив по фразе, «забегающей вперед» на полжизни персонажа.

Нобелевская премия Элис Манро – одна из самых обсуждаемых в последние годы, но тут уж никогда всем не угодишь – то ругают за то, что награждают слишком элитарных, интеллектуальных авторов, пишущих философские произведения «не для всех», то за то, что наградили «чересчур простенькую» для столь значительной премии прозу Манро. Чем обсуждать и спорить – почитайте ее рассказы, погрузитесь в повседневную провинциальную жизнь Канады, почувствуйте запах соленой воды и пожелтевших кленовых листьев, проживите внутренние драмы персонажей, скрытые за непримечательным фасадом, а возможно узнайте в героинях ее произведений себя.

P.S.Кстати, на основе трех новелл из сборника («Случай», «Скоро», «Молчание») Педро Альмодовар в 2016 году снял фильм «Джульетта».

A.time.to.read