Больше рецензий

jeff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2014 г. 20:03

Лучшее на Лайвлибе

62

4

Явления.
Понятия.
Буквы.
Слова.
Книги.
Так я обычно вижу мир.
Или, по крайней мере, пытаюсь.

* * * Немного этимологии * * *
Литература – от лат. litera, «буква»
Лингвистика – от лат. lingua, «язык»


Представиться?
Где же мои манеры?..
Я могла бы представиться по всем правилам, но ведь в этом нет никакой необходимости. Разве вы сами до сих пор не узнали меня? Фантазия. Фраза. Фабула. Все слова на одну букву Ф. Не ставьте только в этот ряд физику. Фауну. Фенол. Это не ко мне.
Где же можем мы встретиться? Повсюду. И нигде… Да вот хотя бы здесь я окружаю вас со всех сторон! Сама атмосфера пропитана мной. Я стою за каждой книгой. А может быть, рядом. В любом случае мы соприкасаемся: ведь и вас, и меня интересуют истории, их стиль, их композиция, их сюжет. Поэтому где вы – там и я.
Некоторые сказания, правда, проходят мимо меня. Или забываются. Или недостойны того, чтоб я посвятила им хотя бы несколько слов. Но есть и те, что вдохновляют прежде вас, а затем меня. Иногда и наоборот.
Это, в свою очередь, подводит меня к тому, о чем я вам расскажу нынче вечером — или днем. Это будут мысли об одной такой повести— о той, что трогает за душу.
Недлинная рецензия, в которой, среди прочего, говорится:
— об одном писателе;
— о его стиле;
— о сюжете истории;
— о разных героях;
— и о множестве чувств.

С Маркусом я встречалась несколько раз.

Сначала появились его романы The Underdog и Fighting Ruben Wolfe. Блестящей разновидности.
Иначе и быть не могло! Ведь без той критики (положительной, как вы поняли) мы бы не встретились во второй раз.
Некоторые из вас наверняка верят во всякую тухлую дребедень: например, что блестящий, выдающийся — толком и не жанр никакой. Так вот, блестящий – это жанр. Так же, как и классический. Или массовый.

И вот – «Книжный вор».
Положительные отзывы.
Ажиотаж.
«Интеллектуальный бестселлер».
А значит, - надо читать! И – поразил, так поразил. Иногда мы с вами расходимся во мнениях, но теперь, кажется, стоим по одну сторону… книжной обложки.

* * * Несколько слов об авторе * * *
Имя: Маркус Зузак
Национальность: австралиец
Возраст: 38 лет
Писал с детства
Неоднократно слышал истории о Второй мировой войне


21 век. Одни выбирают легкий путь, изобретают велосипед и множат, множат и множат его. Другие, как Маркус, играют, забавляются и забавляют игрой читателей. Вроде бы все написано. Обо всех. И обо всем. Но не написано о самой литературе! Вот и появляются на страницах переводчики, писатели, книголюбы.

Книголюбы вроде Лизель Мемингер, которые жили в сложное, страшное время. Время, когда слово стало оружием. Время массовой пропаганды. Словесной манипуляции.
Коммунист.
Еврей.
Вот эти страшные слова по версии Маркуса Зузака и героев, которых он представляет. И книжная воровка… книжная воришка тогда… Да помилуйте! Это комплимент!

Об авторском стиле


Новое тысячелетие. В прошлом веке авторы изощрялись, изобретая новые языки. Или выливали на страницы все мысли, все эмоции, все воспоминания. Или писали без запятых. Или записывали стихи рисунками. Маркус пошел по их стопам.

* * * Пара литературоведческих терминов * * *
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков
Инверсия — нарушение обычного порядка слов в предложении.


Да, язык порой труден. Но и не такое переживали. Главное понять – зачем. Строй языка – как военная сводка. Как сообщения, передаваемые с помощью азбуки морзе: коротко, точно, резко. НО: ярко, красочно, поэтично. Все еще непонятно, зачем? Не литература такая – время такое: сражения, убитые, раненые, безутешные родственники. И смерть. Смерть. Смерть.
Дополнительная информация о героях, нарушающая ткань повествования, подается, словно бы объявления в розыск. Но ведь действующие лица - действительно подозреваемые! Разыскиваемые! Только вот полицейский и одновременно судья здесь неумолимый. Назвать его еще раз?

И события – рваные. Как обломки домов, разрушенных бомбами. Отдельные эпизоды о персонажах – это пули, которые могут ранить некоторых зрителей.

Часто, чуть не на каждой странице возникают и жаргонизмы: «свинуха», «жопоческа». И удивительно то, что произносят эти грубые слова люди с добрым сердцем. Мат - это не язык, а система знаков, которая время от времени помогает справиться со стрессом. Поводов для волнения у Руди хоть отбавляй: нечего есть, отца отправляют на войну, его самого призывают в гитлерюгенд. Ах, да! Самое главное: мальчик влюблен в книжную воровку. Лизель: брат умер, мать отправила к приемным родителям и исчезла (может быть, погибла), Макс заболел и находится при смерти, Ганс Хуберман отправляется воевать. Роза… эта жесткая и решительная, казалось бы, Роза! Но у нее болит сердце за мужа, за сына, да и что скрывать, за приемную дочь. Беспокоится она об отсутствии средств к существованию.

Но важно здесь одно: данное произведение умеет по-настоящему разговаривать с собеседником.
Как только вы откроете книгу, вы не сможете отложить ее, пока история книжной воришки не будет перед вами как на ладони. Может быть, ближе к финалу вы пророните несколько слез. Может быть, захлопните и побыстрее забудете эти ужасные бессвязные факты. Но в любом случае не останетесь равнодушным.

Комментарии


Замечательная рецензия!)


Спасиб за прекрасную рецензию.