Больше рецензий
9 февраля 2014 г. 20:03
Лучшее на Лайвлибе
62
4
РецензияЯвления.
Понятия.
Буквы.
Слова.
Книги.
Так я обычно вижу мир.
Или, по крайней мере, пытаюсь.
Литература – от лат. litera, «буква»
Лингвистика – от лат. lingua, «язык»
Представиться?
Где же мои манеры?..
Я могла бы представиться по всем правилам, но ведь в этом нет никакой необходимости. Разве вы сами до сих пор не узнали меня? Фантазия. Фраза. Фабула. Все слова на одну букву Ф. Не ставьте только в этот ряд физику. Фауну. Фенол. Это не ко мне.
Где же можем мы встретиться? Повсюду. И нигде… Да вот хотя бы здесь я окружаю вас со всех сторон! Сама атмосфера пропитана мной. Я стою за каждой книгой. А может быть, рядом. В любом случае мы соприкасаемся: ведь и вас, и меня интересуют истории, их стиль, их композиция, их сюжет. Поэтому где вы – там и я.
Некоторые сказания, правда, проходят мимо меня. Или забываются. Или недостойны того, чтоб я посвятила им хотя бы несколько слов. Но есть и те, что вдохновляют прежде вас, а затем меня. Иногда и наоборот.
Это, в свою очередь, подводит меня к тому, о чем я вам расскажу нынче вечером — или днем. Это будут мысли об одной такой повести— о той, что трогает за душу.
Недлинная рецензия, в которой, среди прочего, говорится:
— об одном писателе;
— о его стиле;
— о сюжете истории;
— о разных героях;
— и о множестве чувств.
С Маркусом я встречалась несколько раз.
Сначала появились его романы The Underdog и Fighting Ruben Wolfe. Блестящей разновидности.
Иначе и быть не могло! Ведь без той критики (положительной, как вы поняли) мы бы не встретились во второй раз.
Некоторые из вас наверняка верят во всякую тухлую дребедень: например, что блестящий, выдающийся — толком и не жанр никакой. Так вот, блестящий – это жанр. Так же, как и классический. Или массовый.
И вот – «Книжный вор».
Положительные отзывы.
Ажиотаж.
«Интеллектуальный бестселлер».
А значит, - надо читать! И – поразил, так поразил. Иногда мы с вами расходимся во мнениях, но теперь, кажется, стоим по одну сторону… книжной обложки.
Имя: Маркус Зузак
Национальность: австралиец
Возраст: 38 лет
Писал с детства
Неоднократно слышал истории о Второй мировой войне
21 век. Одни выбирают легкий путь, изобретают велосипед и множат, множат и множат его. Другие, как Маркус, играют, забавляются и забавляют игрой читателей. Вроде бы все написано. Обо всех. И обо всем. Но не написано о самой литературе! Вот и появляются на страницах переводчики, писатели, книголюбы.
Книголюбы вроде Лизель Мемингер, которые жили в сложное, страшное время. Время, когда слово стало оружием. Время массовой пропаганды. Словесной манипуляции.
Коммунист.
Еврей.
Вот эти страшные слова по версии Маркуса Зузака и героев, которых он представляет. И книжная воровка… книжная воришка тогда… Да помилуйте! Это комплимент!
Новое тысячелетие. В прошлом веке авторы изощрялись, изобретая новые языки. Или выливали на страницы все мысли, все эмоции, все воспоминания. Или писали без запятых. Или записывали стихи рисунками. Маркус пошел по их стопам.
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков
Инверсия — нарушение обычного порядка слов в предложении.
Да, язык порой труден. Но и не такое переживали. Главное понять – зачем. Строй языка – как военная сводка. Как сообщения, передаваемые с помощью азбуки морзе: коротко, точно, резко. НО: ярко, красочно, поэтично. Все еще непонятно, зачем? Не литература такая – время такое: сражения, убитые, раненые, безутешные родственники. И смерть. Смерть. Смерть.
Дополнительная информация о героях, нарушающая ткань повествования, подается, словно бы объявления в розыск. Но ведь действующие лица - действительно подозреваемые! Разыскиваемые! Только вот полицейский и одновременно судья здесь неумолимый. Назвать его еще раз?
И события – рваные. Как обломки домов, разрушенных бомбами. Отдельные эпизоды о персонажах – это пули, которые могут ранить некоторых зрителей.
Часто, чуть не на каждой странице возникают и жаргонизмы: «свинуха», «жопоческа». И удивительно то, что произносят эти грубые слова люди с добрым сердцем. Мат - это не язык, а система знаков, которая время от времени помогает справиться со стрессом. Поводов для волнения у Руди хоть отбавляй: нечего есть, отца отправляют на войну, его самого призывают в гитлерюгенд. Ах, да! Самое главное: мальчик влюблен в книжную воровку. Лизель: брат умер, мать отправила к приемным родителям и исчезла (может быть, погибла), Макс заболел и находится при смерти, Ганс Хуберман отправляется воевать. Роза… эта жесткая и решительная, казалось бы, Роза! Но у нее болит сердце за мужа, за сына, да и что скрывать, за приемную дочь. Беспокоится она об отсутствии средств к существованию.
Но важно здесь одно: данное произведение умеет по-настоящему разговаривать с собеседником.
Как только вы откроете книгу, вы не сможете отложить ее, пока история книжной воришки не будет перед вами как на ладони. Может быть, ближе к финалу вы пророните несколько слез. Может быть, захлопните и побыстрее забудете эти ужасные бессвязные факты. Но в любом случае не останетесь равнодушным.
Комментарии
Замечательная рецензия!)
Спасиб за прекрасную рецензию.