Больше рецензий

kseona_carone

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2023 г. 13:40

63

5 ЛЕВША / Николай Лесков

Каждый год, задумываясь о своих книжных планах, я ставлю основной целью возвращение к классике. Мне не всегда удается выдерживать баланс и в равной степени уделять внимание классическим произведениям и творениям современных авторов, но тем не менее в мой список прочитанного все чаще и чаще попадают книги из школьной программы. Не все из них читаются из искреннего интереса: так получилось и с «Левшой», который никогда не числился в любимых и прочитать которого вынудила работа в школе. Сама бы я, возможно, никогда и не вернулась к этому произведению, но теперь, восстановив в памяти сюжет, понимаю, что игнорировать творчество Лескова было моей ошибкой.

Сюжет сказа – а именно так автор определил жанр – основан на меткой пословице: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал». С первых страниц читатель видит, как император Александр Павлович путешествует по Европе в компании преданного донского казака Платова. В Англии они посещают кунсткамеры, и англичане дарят русскому правителю удивительную «нимфозорию» – крошечную стальную блоху, которую можно увидеть только в микроскоп. До самой смерти императора подарок лежит без надобности, как вдруг Николай Павлович, занявший престол после брата, решает превзойти иностранных мастеров и отправляет Платова искать тех, чье мастерство окажется искуснее.

Что произойдет дальше, вы, конечно, уже догадались: русским мастерам удастся подковать блоху и принести славу своему Отечеству в глазах зарубежных мастеров. Показывать англичанам улучшенную «нимфозорию» отправляют одного из мастеров – левшу, и читатель не знает его имени, ведь это не столько персонаж со своей индивидуальностью, сколько собирательный образ. Да что там, даже когда мастера на подковках свои имена оставляют, левша этого не делает: гвоздики, которые он выковывает настолько оказываются малы, что ни слова вместить не могут. Главы о путешествии левши и о его спорах с англичанами читаются то с легкой улыбкой, благодаря занимательной манере повествования, то с грустью, и нельзя не обратить внимание на особый язык, которым пользуется автор и который создает особую атмосферу: многие слова, в подражание просторечиям, умышленно искажены автором, как, например, «мелкоскоп» и «долбица умножения».

Все это интересно, но причина, по которой меня поразил «Левша», лежит в другом. Я убеждена: это по-настоящему «русское» произведение, и чем ближе к финалу, тем больше ощущаются обеспокоенность автора судьбой страны, его глубокое понимание национального характера и, конечно же, тоска. Именно с этим чувством читаешь о том, как левша напивается на спор и ловит белую горячку, как доктора отказываются помогать ему, не имеющему документов, как погибает дарованный богом талант, способный прославить Россию! Позиция автора, жестко показывающая потребительское отношение правительства к своему народу, ярко выражена в образах, появляющихся в последних главах.

Возможно, именно поэтому не всем сказ о левше придется по душе: мы часто думаем, что книги должны приносить удовольствие, скрашивать наши будни и уносить мысли дальше от действительности. Но гораздо больше пользы в тех произведениях, которые вызывают тяжелые эмоции, ведь они, вытаскивая на поверхность неприглядную правду, заставляют нас многое переосмыслить. Так что призываю: читайте «Левшу» с должным вниманием, с сопереживанием к герою, прочувствуйте эту тоску, и тогда сказ о блохе откроется вам по-новому – а не только как часть школьной программы, которую прошел и позабыл…

Ксеона Карóн пишет...