Больше рецензий

11 апреля 2023 г. 23:14

77

5 Третье прочтение

Ровно неделю я вынашивала отзыв на этот удивительный роман. И даже читая его в третий раз, я открыла для себя много нового.

Когда я читала его в школе, мой детский мозг концентрировался на любовной линии. Для меня это был роман о любви.
При повторном прочтении спустя 10 лет я открыла линию Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая стала для меня центральной. Каково же было моё удивление в этот раз, когда я обнаружила, как мало места занимает эта история в романе.

Исследователи говорят, что писался роман с определённой целью и определённому человеку, а именно товарищу Сталину. Отношения Сталина и Булгакова были очень непростыми. Будучи покровителем Булгакова, Сталин защищает его неоднозначные работы и позволяет ставить по ним спектакли. Но правила игры меняются, когда на Сталина надавили "сверху", и Булгаков превратился из любимиго писателя в несуществующего. То, что Булгаков не смог высказать напрямую, он вложил в свой роман. Фигуру Сталина мы можем увидеть и в Понтии Пилате, и, конечно, в самом Воланде. Булгаков хочет достучаться до власти, показать, что художников нужно беречь и опекать, а не наказывать. Наказания заслуживают мелочные грешники, например критики, чьим нападкам незаслуженно подвергаются художники.
Помимо этих отношенйи многое в романе взято из жизни писателя: история любви с последней женой, сожжение и восстановление романа, потеря себя как писателя. "Я теперь никто.." Эти слова Мастер неоднократно произносит на страницах романа.
Через весь роман проходит тема пороков человека, основными из которых являются трусость и предательство. И это не только трусость простых обывателей при встрече с нечистой силой, это и трусость правительства в лице Пилата: как бы он ни хотел, он не может поступить по совести.

Любовная линия появляется лишь во второй части романа. Написанию этой части способствовала встреча с Еленой Шиловской – будущей супругой писателя. Их резко вспыхнувшие чувства и тайная связь легли в основу продолжения романа. Любовь Мастера и Маргариты не является созидающей или счастливой. Это жертвенная любовь. Маргарита готова отказаться от своего благополучия ради покоя возлюбленного. Мастер готов отказаться от жизни ради счастья своей возлюбленной. Но в своих действиях они очень отличаются друг от друга. Мастер быстро перестаёт бороться за свое счастье: он уходит в лечебницу, чтобы не ломать жизнь Марграите. И лишь Маргарита готова на все, даже на сделку с Сатаной, чтобы быть со своим любимым. Чтобы обрести вместе с ним покой.

В романе нет однозначного зла или добра, эти понятия переплетаются и дополняют друг друга. Зло и добро взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности.
"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?". Воланд не творит зло в привычном понимании, он предлагает своим жертвам выбор, раскрывая тем самым их порочные сущности и показывая, что за столько лет ничего не изменилось. Пилат действует по закону, отправляя Иешуа на казнь, но после этого раскаивается в своих действиях и мучается, пока наконец не обретает покой.

Этот удивительный многослойный роман оставляет после себя много вопросов. Я уверена, что ещё ни раз буду перечитывать его, чтобы снова и снова искать на них ответы.

Роман пролежал в "столе" 25 лет. В СССР он был опубликован в полном объёме без купюр только в 1973 году.