Больше рецензий

10 апреля 2023 г. 12:06

161

3.5 Киберсказка у пустыни Калахари

Долгое время считала, что Уильямс - автор фэнтези, и, как бы внезапно это не прозвучало после книги, формально вписанной в киберпанк, "Город золотых теней" меня в этом только больше убедил.

Уильямс явно тяготеет именно к классическим фэнтазийным описаниям, и чем дальше повествование, тем он сбивается на них всё больше, уходя в дебри виртуальной смеси из мифологических прототипов и бредовых снов, из которых невозможно вырваться наружу. Не скажу, что это мой любимый коктейль, но, по меньшей мере, в яркости изображаемых образов автору не откажешь. Что мезоамериканские джунгли, что дельта Нила выглядят весьма впечатляюще.

"Город золотых теней" оставляет после себя ощущение меланхоличной сказки с элементами футурологических прогнозов.

Это мир недалёкого будущего, который подозрительно похож на тот, что можно наблюдать за окном, только описанный на излёте XX-ого века. Основным фантастическим допущением здесь является виртуальная реальность, намного превзошедшая все имеющиеся нынешние разработки - никаких там костыльных VR-очков и даже шлемов, если хочешь погрузиться в самое компьютерное сердце, лезь в капсулу с гелем и прямым нейронным подключением. Сеть в "Иноземье" - сама по себе действующее лицо, гиперболизированно пытающееся притворяться реальным миром, но лишь когда это выгодно тем, кто её контролирует.
Мысль об эфемерной сетевой свободе поднимается в тексте довольно часто, и автор как будто так и не предлагает своего собственного вывода, что было бы лучше - пространство тотальной анархии или пространство тотального контроля. Да и вообще отношение Уильямса к собственному этому предсказанию так и остаётся не до конца понятным: он как будто просто принимает неизбежность тотальной цифровизации, и на этом заканчивает осмысление, давайте лучше ещё про золотые купола и мраморные пирамиды.

Сюжет очень развесистый и многовекторный, только вот беда - отчаянно неторопливый. Настолько, что за семьсот страниц автор только представляет всех героев и к концу кое-как сводит их в одной виртуальной локации, и то - не всех, что превращает весь первый том в одну сплошную экспозицию.

Пяток сюжетных линий идёт параллельно друг другу, и главы между собой хорошенечко так перемешаны, хотя действие остаётся линейным.

В наличии: один солдат из Первой Мировой, который дезертировал из французских окопов и оказался где-то посреди литературных вселенных, двое университетских программистов, которые пытаются найти разгадку коматозной эпидемии среди подростков, как-то связанной с сетью, двое подростков из MMOPRG, которые не хотели искать никакой Золотой Город, но их никто не спрашивал, психопат-маньяк, выполняющий заказы на устранение всего ненужного от гигантской корпорации, ну и сама гигантская корпорация как кружок по интересам сверхбогатых полубогов в тесном симбиозе с армией, самый киберпанковый элемент из всех имеющихся. Это только основные, где-то по тексту разбросаны ещё три десятка менее важных для основного сюжета фигур, от загадочного Пожирателя-Гиены до безликого хакера, собиравшего свою команду мстителей, но непонятно, с каким результатом.

Автор очень неторопливо, вдумчиво, с глубоким погружением в жизненные обстоятельства погружает в психологический мирок каждого из основных героев, и это, наверное, даже плюс, если бы при этом действие двигалось хотя бы чуть-чуть активнее. Несмотря на правда порой завораживающие описания локаций, читать местами бывает прямо откровенно скучно, и я ловила себя на мысли, что хорошо бы уже, чтобы хоть что-нибудь произошло, что толкнёт основную идею дальше.

Часть линий разворачивается в реальной жизни, часть - в виртуальности, но в какой-то момент их очень сложно отличать друг от друга, причём даже самим персонажам, а не только читателю. И, как по мне, так именно это и было - или хотя бы должно было стать, но в трёх последующих томах ещё есть шанс - ключевой идеей, вокруг которой построился весь мир "Иноземья" - слияние оффлайна с онлайном до такой степени, что они уже просто не будут отличаться. Ни с оборудованием, ни без.
Из эпохи неумолимой цифровой реальности и больших данных выглядит это почти депрессивно.

Большая часть действия IRL разворачивается на территории Южной Африки, и вот это, пожалуй, было для меня самым привлекательным элементом. Ничего не зная о мифологии или быте бушменов, я не могу судить о том, насколько тщательно автор её передал и адаптировал под сюжетные нужды, но весь этот африканский антураж настолько непривычный, что затягивает.

Интересной находкой мне показались ещё и "сетевые новости", пристроившиеся в заключении каждой главы - через них автор чуть больше приоткрывает уже сам мир чудесного недалёкого будущего, а не только судьбы отдельных его участников, и, если уж совсем честно, как-то он подозрительно похож на наш, отстоящий от времени написания книги на четверть века. Это не прям полноценные прогнозы, которые можно было бы анализировать, но общий вектор развития интернета людей и вещей Уильямс, по-моему, уловил довольно точно.
В этом смысле нейросеточка, которая появляется ближе к финалу, пугает ещё больше, потому что оно даже не какой-нибудь там поехавший Skynet, у которого была какая-никакая мотивация. Оно просто что-то максимально чуждое.

Посреди текста местами встречаются детективные намёки, и кое-как к концу книги можно собрать общую канву, в которой все линии сложатся друг с другом. И вот тогда "Братство Грааля", коматозные дети и сверхтехнологичная виртуальная реальность, которая затягивает и намертво фиксирует в себе сознания в неё вошедших, превращаются во что-то цельное. Смутно предполагаю, как где-то дальше вылезет, что сознания заигравшихся подростков были питательным субстратом для нейросетки Иноземья, квантовыми компьютерами поневоле или что-то ещё в подобном духе.
Но это не точно.

По итогу - даже не знаю.
Не могу сказать, что мне прямо страшно понравилось, я читала и более увлекательные произведения про виртуальность, но с другой стороны - подкупает практически незнакомый африканский антураж, да и детективная составляющая, когда она наконец там уже сложилась во что-то цельное, в принципе, выглядит интригующей. Надо отдохнуть от того объёма, в который автор впихнул не так, чтобы очень уж много сюжетных поворотов, но, возможно, цикл я всё-таки продолжу читать.
Он не то, чтобы вызывал безумный восторг, но что-то в "Иноземье" меня всё равно скорее привлекло, чем оттолкнуло.