Больше рецензий

octarinesky

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 февраля 2014 г. 17:22

120

5

Восторг, чистый восторг!
Две замечательные пьесы, вроде бы разные, а по сути - об одном. О том, что же, черт возьми, лучше: острая чистая правда или гаденькая округлая полуправда? Недосказанность, которая иногда куда хуже по сути своей, но более приятна для нас же самих?

Режут торгаши правду, полуправдой запасаются.
Теперь им куда легче разговаривать между собой.
Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» - можно сказать: «У вас трудный характер».
Ф. Кривин


Обе пьесы, и "Опасный поворот", и "Инспектор пришел" принадлежат к жанру психологического детектива и на удивление строго соблюдают традиционные для классической драматургии три единства: времени, места и действия, и от этого, кажется, только выигрывают. Группа людей, связанных семейными или почти семейными узами, оказываются собранными в одном месте, а после этого начинается безжалостное, медленное и неотвратимое срывание покровов, препарирование гадких человеческих душонок. Не просто разоблачение всех подряд, но выяснение обстоятельств некой истории, имевшей место в прошлом.
Обе истории, которые проясняются по ходу действия двух пьес, уже окончены и даже полузабыты, сами события отодвинуты назад, и потому на первый план выходят не столько запутанные обстоятельства, пусть достаточно изощренные и неожиданные, сколько сами люди, участники событий, их поведение, меняющееся в широчайшем диапазоне во время разоблачения и мучительного расковыривания старых ран. Перепады от нахальнейшего самодовольства до глубочайшего испуга, от демонстративного безучастия до показательной истерики; перепады оправданные, которым веришь и за которыми следишь с не меньшим вниманием, чем за складывающейся мозаикой правды, которая местами совершенно удивительна.
В этих пьесах отчетливо проявляется талант драматурга, который я практически впервые осознала как нечто действительно существующее и важное. Должно быть, поймала это осознание я благодаря тому, что обе пьесы цепляют с такой силой, которой ты от них не ожидал, так что в итоге невольно задаешься вопросом: а что же это было вообще такое?
Не стоит забывать, что пьеса - форма особая, и при определенных достоинствах все же накладывает серьезные ограничения на автора. Автор практически полностью лишается главного своего оружия - языка, поскольку речь героев должна оставаться, в первую очередь, речью, разговором обычных людей, а следовательно, не может взять на себя нагрузку художественной выразительности в полной мере. Помимо этого, отчетливо становится видна структура и композиция, которые в хорошем романе могут и не блистать, но при этом не портить дела. Пьеса же похожа скорее на голый каркас, скелет, в котором все аномалии и неровности видны лучше, поскольку не могут прикрыться прекрасным слогом или другими маскирующими средствами. Еще одна сложность - выписывание характеров, способность показать героев выпуклыми исключительно через их речь и поступки.
И с тем, и с другим Пристли справился блестяще: герои очень быстро обретают индивидуальность, диалоги выглядят очень натурально, сами пьесы так и просятся на сцену, а композиция "Опасного поворота" заставила меня восторженно пищать, вернее, ее конец, потрясающий и замечательный. К сожалению, не могу вам рассказать, в чем фишка, потому что нужно прочувствовать самому, сначала выдержав все мучительные сдирания масок, но оно ух, честное слово! Как и в "Инспекторе", но там я уже была готова к тому, что конец будет как гром среди ясного неба. И он был!
Еще приятно удивляет непредсказуемость тех самых распутываемых историй, не полная, когда ты вообще не понимаешь, что творится, но непредсказуемость очень правильного градуса: когда ты о чем-то все же догадываешься, смутно подозреваешь, но отнюдь не все. А все, что могло бы претендовать на роль роялей, тех самых, выезжающих с треском из кустов, при ближайшем рассмотрении оказывается тоже вполне ожидаемым и оправданным: все намеки были, все тебе дали, только ты не сложил их вместе, ну и сам виноват. Я, как человек, очень часто слишком рано догадывающийся, в чем же дело или что же сейчас случится, была в восторге от того, как меня по-настоящему держали в искреннем нетерпении, при этом и не давая почувствовать себя слепым и круглым дураком.
Для этого используется еще один замечательный прием - как только ты начинаешь понимать логику происходящего и чувствовать, как зудит зарождающаяся догадка, то тебя беспощадно обрывают и отвлекают: герои приостанавливаются, переводят стрелки, а то и вовсе начинают спорить о мелочах. Потому что, в первую очередь, люди - это все-таки люди, ничто человеческое им не чуждо.
В итоге в обоих случаях маленькая группа людей оказывается буквально заперта в одной коробке, которую берут и начинают трясти, трясти, трясти, пока все не перемешается и правда не выйдет наружу. Правда беспощадная, злая, острая, ломающая жизни. Неприятная, так что невольно задумываешься: а нужна ли она, такая? Стоит ли будить спящую собаку? Ведь не всегда можно поймать по радио фокстрот "Все могло быть иначе" и все исправить.
Так что пусть лучше спит.

ФМ-2014, 6/35
Огромная благодарность советчику lida44 за чудесное открытие.

Ветка комментариев


ишь ты, вдвоем насели ))


А чо это ты пьесы не любишь читать?


А как же их любить?
Я только персонажей запоминаю: пьеса или заканчивается; или меня настолько остоебенивает вертать страницы к списку действующих лиц, что я просто осатаневаю.


Но ведь очень много пьес есть с минимумом персонажей, там и запоминать нечего. У Пристли в Скандальном происшествии, например, да и Опасном повороте персонажей немного.
В одной из моих любимых пьес, авторства Олби, всего 4 персонажа - 2 супружеские пары. А сколько удовольствия! :)


Тут, кстати, перонажей минимум, они легко укладываются в голове. Максимум, можно выписать на бумажку, кто на ком женат, чтобы поначалу не путаться.


ну а как с тобой ещё? ;)


Правильно, правильно: шантаж и выкручивание рук, без этого нельзя никак!
наш человек)))