Больше рецензий

1 апреля 2023 г. 09:20

330

5

Интересно было прочитать книгу про Забайкалье. Я живу здесь. Наш забайкальский говор))). Читаешь и как будто старых знакомых встретил - вот чо брава, книга, паря.
Я тягостно (уже год) читаю "Тихий Дон". Начала бодро, была восхищена языком автора, дивными описаниями природы, необычайным говором героев. Но довольно быстро я и утомилась от чужого непонятного языка. Читая же "семейщину", я с улыбкой слышу родные забайкальские простонародные обороты речей героев. Читая диалоги с бурятами - слышу их своеобразный говор и приметные, однако, словечки. И почему то тепло на душе).

Также очень интересно, читать и , как будто встречать старых знакомых, -упоминания городов, сел, деревень, речек родного края.

Автор охватил почти 50 лет жизни села, и если сначала казалось, что он будет описывать одну семью, то довольно скоро оказалось, что он охватил многих. Истории отдельных людей, семей, их взросление, становление, изменение складывалась в единую картину жизни деревни, края страны тех времён в целом.

Познавательно было прочитать кто такие семейские. Иногда слышишь про кого то: ну что ты хочешь, они ж из семейских. Обычно подразумевают - закрытые, внутри семьи, внутри рода, крепко верящие в различные суеверия и приметы, соблюдающие какие то странные на первый взгляд привычки и обычаи.
Но ничегошеньки то я и не знала про суть. Оказывается, семейские это пришлые люди, которых сослала сюда Екатерина II за старую веру целыми семьями. Ох и тяжко им давалась жизнь на новой негостеприимной земле. Зона рискованного земледелия она такая. Семейские довольно жёстко прибрали к рукам земли, отбирая их у исконных хозяев - бурят. И вот, оказывается, как давно гуляет неуважительное обращение к бурятам - братские. Я думала это какой то новодел. .

В книге описывается как пролаживалась железная дорога по краю, минуя оживленные на тот момент горда и села, устанавливая новые узловые точки края, и в корне тем самым, меняя жизнь людей.

Интересно было прочитать как проникала грамотность в Забайкальские села. Направляли бедолаг идейных студентов, которые должны были на селе сагитировать народ отдать детей в учение (что уже непросто, принимая во внимание общую дикость нравов и необразованность), при этом содержать учителя и выделить дом для школы должны были самы сельчане. Несладко пришлось первому учителю в Никольском. И участь новой школе в дремучем селе была предрешена(.
Борьбе с кулаками посвящена вторая часть. Как изымался хлеб у богатеев. Учитывая год написания, посыл автора понятен. Но всегда вспоминаю неграмотную старенькую бабушку свою, 1904 года рождения, как она рассказывала про свою молодость: дескать они то что беднота - знай себе бегали-пели, а вот в кулацких то семьях не разгибаясь девчонки работали - ни минутки свободной в большом хозяйстве и не было. Представляю как горько им было отдавать заработанное потом и кровью. Легко же было бедноте составлять планы хлебозаготовительной кампании - что с них взять то, окромя портов драных. Эх.
Но очень бережно, без надсадной агитации и идеологизации, описан процесс борьбы с кулаками, и далее в третьей книги - коллективизации, становления колхозов и совхозов.
Получила огромное удовольствие от случайно папашей в поле зрения книги. И даже немного жаль расставаться с героями. Хочется узнать как преодолело село тяготы грядущей войны, кто уцелел в те лихие для страны годы.

И как же тесен мир! Случайно, упомянув на работе о книге, выяснила , что коллега является дальним родственником автора. И в их семье имеется книга с автографом, которую надлежало прочитать всем членам семьи.) И долго оказывается ещё прожил внук Ивана Финогеновича - безногий Федот, поражая своей крепостью и выносливостью односельчан.

В рамках проекта "Читаем Россию"