Больше рецензий

4 февраля 2014 г. 12:49

557

2

- Внимание! Тишина на площадке! Мотор! Камеры!

Перед твоими глазами разворачиваются съемки возможно одного из лучших триллеров этого века. Великолепный актерский состав, тщательно подобранные места для съемки, сюжет, способный взбудоражить миллионы. Знающий толк в своем деле режиссер отдает последние приказы немолодому, но притягательному актеру, которому через несколько мгновений предстоит воплотиться в роль одного из самых главных людей Ватикана – кардинала Вертутти.

Словно завороженный наблюдаешь, как кардинал, стараясь ничем не отличаться от типичного итальянского бизнесмена, неспешно следует по виа Стацьоне ди Пьетро, облаченный в синюю ветровку… Синюю? Но постойте, почему синюю? Воображения ясно рисует тебе благородно-серую! Эй, подождите, нельзя же так!

…И так всю книгу. Вернее, нет, не книгу. Весь сценарий.

Абсолютная прорисованность картины до мельчайших деталей. Беккер не оставляет читателям ни малейшей возможности на использование воображения, будь то одежда героев, цвета в кафе на площади или размер шурупов, которыми необходимо прикрутить разболтавшийся замок. Следуй за белым кроликом, дорогой читатель, или захлопывай книгу вовсе.

Но максимальной недвусмысленности в восприятии явно недостаточно для автора. Книга словно играет с нами в игру – «найди более трех сложноподчиненных предложений в главе и получи хоть какое-то моральное удовлетворение от чтения». На деле же просто хочется передать произведение девятикласснику с просьбой соединить простые предложения так, чтобы получился достойный русского (да и английского) языка текст. Да, перед вами история о том, как плохой слог может убить даже самый интересный сюжет. О том, что в погоне за желанием написать готовый сценарий для блокбастера можно легко потерять саму книгу.

Не лишена книга и дешевой драмы, столь любимой средним кинозрителем. Главный герой обязательно влюблен в жену своего лучшего друга? Серьезно? Один из главных людей Коза Ностры, беспощадный капо Мандино, как мальчишка боится признаться кардиналу, что он временно упустил из виду свою цель? Нет, правда? Казалось бы, пересолить уже невозможно, но диалоги типа «– как я вас узнаю? – не беспокойтесь, я вас найду» старательно убеждают нас в обратном.

Однако забывать, что именно привело меня к этой книге, непростительно и нелепо. Сюжет. Потрясающая история, в которой тайны прошлого приводят к самым неожиданным последствиям для современности. Покупка итальянской виллы может обойтись вам смертью, а желание поддержать близкого друга – пребыванием в пещере с мертвецами первого века и бывшей женой. Беккер словно неумелый, но старательный школьник на уроке рисования прорисовывает сначала все детали картины по краям, не задумываясь, впрочем, об их особой красоте, а центр, самую главную тайну, он оставляет на сладкое, и, поверьте, она в определенной степени компенсирует все неудобства, вызванные односложным повествованием и отсутствием простора для воображения.

Книга-безумие для христиан, книга-подарок для атеистов, книга-«повод задуматься» для агностиков.

Впрочем, простить Джеймсу Беккеру плохой язык я так и не смогла.
Читаешь аннотацию – и будто перед тобой стоит бокал манящего красного вина с чарующим запахом. Пробуешь его – а оно столовое.

Вам бы, Джеймс, сразу в сценаристы. А в прозе и так хватает мастеров.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка".
Book Ninja: no book is safe
2/12

Комментарии


Читаешь аннотацию – и будто перед тобой стоит бокал манящего красного вина с чарующим запахом. Пробуешь его – а оно столовое.

Интересное сравнение. Я, например, предпочитаю исключительно сухие вина, без добавления сахара и спирта, и категорически не приемлю креплёные. Соответственно, чарующим запахом для меня будет аромат натурального продукта без добавок и спиртового духа и будет большой неожиданностью (неприятной, надо сказать), если вино в этом бокале окажется не столовым. Вот теперь и не пойму никак, как я могу воспринять эту книгу))