Больше рецензий

22 марта 2023 г. 23:46

230

4.5

Давным-давно на некую планету аварийно сел звездолет. Люди выжили, но починить корабль уже не смогли. Беда оказалась еще и в том, что вокруг был бескрайний океан и лишь несколько клочков суши - островов, сгруппированных в архипелаг. Это означает, что речи не шло ни о какой разработке полезных ископаемых, а значит - металлургии, а значит - машинах, электронике и т.п. Плюс к этому в воде жили крупные хищники - сциллы, что делало мореплавание крайне опасным...

Прошло много лет (вероятно, правильней говорить - столетий). Память о звездоплавателях еще жива в легендах, но сейчас установился феодальный строй - на островах есть правители, есть крестьяне, ремесленники, лекари, певцы... Корабль давно разобрали на бытовые нужды - металл-то в цене, а прочную ткань солнечных парусов пустили на изготовление крыльев для летателей. На планете практически не бывает штиля, ветер дует всегда и помогает гонцам-летателям очень быстро и довольно безопасно передавать важные сообщения с острова на остров.

Летатели хранят крылья в семье и передают по наследству. Главгероиня по имени Марис с самого раннего детства грезила о небе, но родилась в семье рыбака, а значит, крыльев ей никак не получить. Однако, не было счастья, да несчастье помогло - еще в младенчестве родной отец Марис погиб, а позже приемным ее отцом стал бездетный летатель Расс. Он научил Марис летать, небо стало ее домом, однако у Расса родился таки сын, и по закону крылья должны перейти по наследству к нему. Проблема в том, что Марис не мыслит жизни без полетов, а Колль (тот самый сын) совсем не хочет летать, ему нравится петь и сочинять. Но закон и традиции суровы - нужно отдать крылья Коллю и точка.

Это была только завязка. Дальше идет размеренное и даже философское повествование о правильности, целесообразности, справедливости и всем таком прочем, но главное - о предназначении и смысле жизни. Роман состоит из трех частей - на самом деле трех отдельных повестей, охватывающих всю непростую жизнь Марис, выбившейся из бескрылых в летательницы (я б еще выделил отдельно - четвертым - эпилог, он того заслуживает). Части эти в свое время публиковались отдельно и номинировались на разные премии, в том числе Хьюго и Небьюла. Первая повесть "Шторм в Гавани ветров" награждена Локусом-76, вторая "Однокрылые" - премию Anlab-81 (премия журнала Analog).
Мне роман понравился и, подозреваю, чем старше читатель, тем больше он зайдет. Ну разве что моменты с почти бескровной революцией (фактически цветной, но тогда еще не было такого термина) сегодня скорей настораживают, чем приветствуются.

Возможно, оценка 9/10 несколько натянута, но так приятно было снова окунуться в спокойную неглупую и немного наивную классическую фантастику, что поставить меньше рука не поднялась. Любителям неторопливого чтения с параллельными размышлениями о том, зачем мы живем в этом мире однозначно рекомендую.

P.S. Если с Джорджем Мартином всё понятно, то соавтор - Лиза Татл - темная лошадка. Я из интереса глянул на ее и библио- и биографию: на русский она, увы, почти не переводилась (официально - еще только повесть и пара рассказов). А вот в биографии обнаружилось нечто интересное. Ну, что она несколько лет была женой Кристофера Приста - это ладно, мелочи. Но она оказалась единственным писателем, которая отказалась от Небьюлы за всю историю премии! Почему - не знаю, но Татл - женщина необычная, прям захотелось почитать ее произведения и узнать о ней побольше.