Больше рецензий

19 марта 2023 г. 15:18

29

5

Наташа, моя подруга, подарила мне эту книгу, зная, что я очень люблю Бальзака. Я с удовольствием прочитала ее всю. Правда, не все произведения вызвали удовольствие
В книге несколько произведений.

"Силуэт женщины"
Воистину анекдотичное произведение. Одной маркизе приходит письмо молодого человека по имени Эжен Растиньяк, написанное совершенно для другой женщины. А маркиза, вообразив, что письмо ей, начинает вести себя соответствующе, В итоге, когда все выясняется, маркиза перестает выезжать в свет, оказавшись не то, чтобы опозоренной (в свете это нормальное явление - завести молодого воздыхателя), но обсмеянной, и хотя тайна вроде как не вышла наружу, встречаться в свете с Растиньяком и истинным адресатом письма ей не хотелось.

"Гранатник"
Небольшая история об умирающей женщине и двух её сыновьях. Сюжетно и персонажно связана с "Воспоминаниями двух юных жён". Это очень грустный рассказ. Госпожу Виллемсанс очень жалко, особенно если учесть, что в "Воспоминаниях" скажут, что ее погубила злая молва. При этом отношения матери и сыновей очень нежные, а сам Гранатник - усадьба - очень живописное место, которое Бальзак описывает подробно и красиво. Собственно, рассказ посвящен последним дням жизни главной героини и заканчивается с ее похоронами.

"Урсула Мируэ"
В сборнике есть предисловие и комментарии, очень полезные вещи, которые упускают в современных книгах. Первое позволяет побольше узнать о произведениях, вторые - об обстановке, в которой живут герои. В предисловии Урсулу Мируэ называют "Счастливой сестрой Евгении Гранде". История Урсулы такова: сирота, дочь фронтового барабанщика, она становится приемной дочерью некоего Миноре, довольно богатого старика семидесяти одного года от роду, живущего в маленьком городке Немур. В Немуре же живет огромное количество его родственников, всяких Миноре-Левро, Левро-Левро, Кремьеров-Левро и так далее. Они все с нетерпением ждут дядюшкиной смерти и его наследства. Но появление юной Урсулы разрушает их планы. Да и старик не собирается умирать. Он воспитывает Урсулу как свою дочь и ни в чем ей не отказывает. Она учится играть на пианино, много читает и очень набожна, настолько, что приохотила к посещению церкви своего опекуна. Наследники Миноре пытались с помощью неприятного помощника нотариуса Гупиля опозорить барышню в глазах её воспитателя - не вышло. Но вот старик Миноре все ж умирает, и юная Урсула остается одна. Наследники тут же бросаются на поживу - и выгоняют Урсулу из дома. Завещание же они сжигают.
Но Урсула Мируэ все же счастливая сестра Евгении Гранде. Для нее все заканчивается хорошо. Во-первых, она таки выходит замуж за любимого человека - молодого Портандюэра. Во-вторых, друзья Урсулы, старый кюре и судья, все-таки нашли способ вернуть девушке хотя бы часть завещанного, обнаружив следы номеров облигаций в книге, из которой их вытащил почтмейстер Миноре. Ну и в финале сам почтмейстер примет участие в Урсуле, потому что его очень жестоко накажет Провидение: его единственный сын, неплохой, кстати, малый, умрет на операционном столе, а жена сойдет с ума от горя. Кстати, о провидении: старик Миноре после смерти будет являться Урсуле и расскажет ей, как получилось так, что она осталась на улице. Так разоблачится преступление против девушки.
Признаться, Дезире Миноре, того самого сына почтмейстера, мне было даже жалко. Он к действиям отца был непричастен, но понес наказание. Сама же Урсула вроде бы должна вызывать восхищение, она вся такая правильная, добрая и милая, но мне она показалась чересчур уж правильной. Хотя я искренне за нее переживала, настолько, мне даже приснилось, что я сама - Урсула Мируэ.

"Воспоминания двух юных жён"
Это роман в письмах. Нам показывают переписку двух девушек, воспитывавшихся в одном монастыре: Луизы де Шолье и Рене де Мокомб, две бесприданницы. Одну забрали из монастыря, чтобы выдать замуж за Луи де л'Эсторада. Это был брак по расчету, но в итоге он стал относительно счастливым браком: Рене нашла своё счастье в материнстве, родив двух сыновей и дочь, ее боготворили муж и свёкр, она ловко обустроила домашнее поместье и отлично устроила мужа в Париже благодаря связям с Луизой де Шолье.
Луизу же дома не особо ждали. Её мать заботят только выезды в свет и молодой любовник, отца же интересует исключительно счастье сыновей, так что ради этого он лишает дочь приданого, договариваясь, что все, на что она имела право, переходит к её младшему брату, впрочем, ей остается некоторое наследство от бабушки. А старший брат - повеса, домой приходит только на ужин, к сестре относится с пренебрежением. Однако де Шолье не заставляют дочь сидеть дома, она должна выезжать в свет, так что ей дают содержание, покупают коляску и лошадей, платья и украшения, и она становится популярной барышней в свете. В своих письмах Луиза делится с подругой переживаниями и впечатлениями от света, в то время, как Рене рассказывает подруге об особенностях семейной жизни.
Луиза де Шолье выйдет замуж дважды. Оба раза по любви: первый раз за барона де Макюмера, имхо, очень хорошего человека. Сначала он был её учителем испанского, но влюбился в неё и сам назначил себя её верным слугой. Барышня же испытывала и испытывала его, пока, наконец, не стала его женой. Несмотря на предупреждения Рене о том, что в браке из мужчины нельзя делать раба, Луиза наслаждалась любовью Филтиппе де Макюмера. Однако Макюмер умирает от какой-то болезни, и Луиза выходит замуж повторно. На сей раз она уже не бедная невеста, которую Макюмер взял, подписав с её отцом контракт, что якобы взял за ней приданое. Теперь Луиза богата, так как её покойный муж оставил ей хорошее состояние. Она влюбляется в молодого Мари Гастона, это тот самый младший сын госпожи Виллемсанс. Благодаря стараниям старшего брата Луи Гастона, Мари получил образование, вышел в свет, и там встретил женщину, в которую влюбился. Ею оказалась Луиза де Макюмер. Ради своего второго возлюбленного, Луиза готова даже покинуть свет, она создает уютное гнездышко, в котором живет с Мари Гастоном, но вот однажды она обнаруживает, что у любимого появляется тайна. И Луиза по сути сама себя изводит, пытаясь выяснить, что за тайна. Она совершает ошибочный вывод, что Мари ей неверен, и сама себя доводит до чахотки. В итоге же оказывается, что женщина, на которую Мари тратил деньги и которую посещал - жена его старшего брата Луи Гастона, умершего во время плавания к дальним странам от лихорадки. У его невестки двое детей, которых бездетная Луиза приняла за детей Мари. И когда правда была раскрыта, Луиза уже оказалась на последней стадии чахотки. Примечательно, что к умирающей приехала вся её родня и обливалась слезами. Не понятно только, искренне или нет. Рене тоже приехала и ухаживала за больной подругой до ее последнего вздоха.
В итоге получилось так, что рожденная для счастья Луиза, которая, казалось бы, имела всё: любящих супругов, деньги, признание света... - эта счастливица Луиза сама себя погубила глупой пустой ревностью. А Рене, которую выдали за нелюбимого, обрела счастье. Бальзак явно показывает на роль женщины в мире, на то, что судьба женщины - быть женой и матерью, а не украшением света. И что любовь - это ещё не залог счастья. Хотя казалось бы...

Последнее же произведение - "Второй силуэт женщины" тоже посвящен роли женщины. Изначально он печатался разными отрывками, которые в итоге были объединены в один. Сюжета как такового нет: после бала за ужином собралось общество, которое сначала рассуждает о роли женщины, затем следуют истории. Первая история - про пьемонтского дворянина из армии Наполеона. У него была жена Розина, на которую уже три года как положил глаз некий полковник, и связь их оказалась обоюдной. Армия Наполеона отступала, жена следовала за мужем, и вот на одном из привалов небольшая группка солдат, среди которых оказался и злополучный полковник, оказываются на одной ферме. Полковник, не стесняясь присутствия мужа Розины, заставляет её разделить с ним ложе. Наутро же пьетмонец, дождавшись, когда остальные солдаты уйдут, запирает ферму и поджигает ее вместе с женой и полковником. Ужасная история, но ещё ужаснее та, что рассказал доктор Бьяншон - историю супругов Морэ о том, как муж замуровывает любовника жены в её гардеробной, и двадцать дней сидит с женой в её комнате, пока несчастный любовник умирал. Эта история произвела на меня самое ужасное впечатление. И ведь графиня Морэ могла спасти любовника, если бы не поклялась на распятии, что в гардеробной никого нет. Эта страшная клятва погубила несчастного молодого человека, которому не посчастливилось стать любовником госпожи Морэ. Дом в итоге забросили, господин Морэ уезжает в Париж, где и умирает, а госпожа Морэ бросает дом и уезжает в своё поместье, дом же приказано оставить на разрушение природе, и запретить всякому подходить к нему. Так и остался этот дом с замурованным в нем несчастным. Графиня Морэ, умирая, потребует положить к ней в гроб то самое распятие, на котором она поклялась - его ей подарил тот самый несчастный любовник. Непонятно, кого больше осуждать в итоге: ту, которая заведомо ложно клялась, или жестокого ревнивца. И та, и другой заслужили порицание чисто по-человечески. Непонятно при этом, кого же осуждает больше сам Бальзак.

В целом, произведения хотя и разные по настроению, оказываются объединены персонажами. Хотя бы упоминание, но мы встретим: и госпожу Портандюэр во "Втором силуэте" за ужином, и, как я уже сказала Мари Гастона в "Воспоминаниях", и вездесущего Растиньяка, знакомого нам по другим произведениям Бальзака. Вот она - "Человеческая комедия", воистину масштабное произведение. Несмотря на некоторые жуткие истории, мне понравились все произведения, вошедшие в эту книгу. Ни одна не оставила равнодушной: были и слезы, и смех, и сны. У Бальзака вообще сложно найти произведение, которое оставит равнодушным читателя. Это был очень талантливый автор.

Собери их всех