Больше рецензий

17 марта 2023 г. 20:20

490

5

С. Маршак "Детки в клетке".
"- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей",- кто не улыбнется, услышав эти слова? Их с детства помнят все.
Любое произведение Самуила Яковлевича дорого тем, что оно и увлекательно, и познавательно. Стихотворение можно представить юному читателю как путешествие в мир зоологии. Зоосад, или зоопарк, предстаёт перед читателем в огромном разнообразии животных. Тут и медведи, и лисы, и слоны, и пингвины. Звери разных континентов собрались в одном месте. Ребёнок знакомится с каждым. Улыбаюсь, читая о повадках животных. Маршак в строках о каждом подчёркивает значимые детали их поведения:
"На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва,
Проезжают мимо клетки,
Где орлы сидят на ветке".
Маршак будто специально много раз был в зоосаде, изучая привычки четырёхлапых:
"Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят".
Автор даёт понять, что каждое животное отличается характером, времяпрепровождением. Многие выполняют "работу":
"А по кругу, на площадке,
Черногривые лошадки
Мчатся рядом и гуськом,
Машут чёлкой и хвостом". А ещё на них смотрят посетители зоосада.
Маршак рассказывает деткам и взрослым о целых семьях животных. Пингвин обращается к нам:
"На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду".
"Мы - два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица - наша мать?
Где её нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы",- рядом пищат пингвинята.
"Детки в клетке" познавательны тем, что открывают неведомых для малышей животных. Уверена, что лишь здесь многие узнают о гиене, собаке динго. После описаний их может появиться желание узнать зверей разных уголков Земного шара.
"Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса
Воинственного динго",- призывает собака.
Маршак пишет просто, понятно любому. Лексика стихотворений ясна без комментариев. Как в любом стихотворном жанре, автор не может не использовать художественно-изобразительные средства. Они направляют на понимание героев-животных, их поведения, жизни.
"Нет, постой, постой, постой,
Я разделаюсь с тобой!
Мой отец одним прыжком Расправляется с быком.
Будет стыдно, если я
Не поймаю воробья.
Эй, вернись, покуда цел!
Мама! Мама! Улетел!.."- как же кричит львёнок. Читатель понимает это и через повторы, и через междометие, через восклицательные знаки. Неусидчивый, хулиганистый мальчишка, весёлый, смог бы такого львёнка чудесно изобразить на сцене при постановке стихотворения.
Пока сын гоняется за воробьями, мама-львица грустит. Она не так азартна, как её малыш:
"Меня называют дикаркой
За то, что сижу я в тоске,
Мечтая об Африке жаркой,
О мягком, горячем песке".
Тут же можно узнать, что из Африки живут в зоосаду обезьяна, слон. Последнему в новых условиях жарко:
"Обливается водой.
Вымыл голову и ухо
И в лоханке стало сухо".
Обезьянка же, как львица, тоскует по Родине:
"Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую По-своему поёт:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
Как чудесно взять карандаши, краски, мелки и изобразить понравившихся жителей зоопарка в их привычных занятиях, придумать им имена, дорисовать непроизнесённое Маршаком, например, их родные просторы, цвет шерсти. Конкурс рисунков обеспечен. А школьники могут создать целую книгу, нарисовав героев к каждому стихотворению. Это уже будет подарком себе или кому-то дорогому.
Великолепное творчество Маршака родилось в 20 веке, живо сейчас. Дай Бог, чтобы детки и дальше узнавали литературу и мир через его творчество.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово