Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

16 марта 2023 г. 22:13

528

4 Право на террор

Право на террор. У кого есть такое право? Кто может измываться, доводить до слез, обвинять и не прощать, кто может осуждать, выносить окончательный вердикт и приводить наказание в исполнение, превращая жизнь в ад? У кого есть на это право? Разве у кого-то оно может быть?
Может. И это право вручили мы сами…
Тем, кого любим до безумия и умопомрачения.
Тем, кого хочется оберегать и охранять от любых невзгод.
Тем, ближе кого у нас никого нет.
Тем, кто по факту беззащитен и слаб.
Тем, кто знает нас лучше кого бы то ни было.
Тем, кто без нас буквально не проживет.
Тем, за кого мы в ответе.

Роман «Нетерпение сердца» от австрийского классика Стефана Цвейга о том, что значит банальное «мы в ответе за тех, кого приручили». История любви и долга, жалости и надежды, разочарования и предательства. История безнадежной любви.

Эдит фон Кекешфальва живет в самом красивом месте маленького венгерского городка. Прекрасное поместье в лучших австрийских традициях, с необыкновенной башенкой наверху. На самом деле не просто башенкой, а прекрасной удобной террасой, куда можно попасть на лифте, модный инженер из Вены оборудовал всё по последнему слову техники. На террасе можно пить чай, любоваться закатом, читать книгу и слушать пение птиц, а если приглядеться, можно заметить в далеке плац, где проводят учения офицеры местной военной части. Эдит вглядывается в даль. Она знает, что где-то там сейчас Тони. Честный, сосредоточенный, увлеченный своим делом. Эдит считает часы, когда Тони, как обычно, приедет к ним с визитом вечером. Эдит ждет. И Тони обязательно будет, он никогда не опаздывает.

Перед нами безупречный пример сентиментального классического романа. Ровный, выверенный слог, идеальные пропорции всех составляющих сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация... Герои – живые люди, с глубокими характерами и живыми устремлениями, диалоги – что-то невероятное. Каждое слово здесь на своем месте, каждая фраза имеет значение. Это совершенный текст. Такой, каким должен быть идеальный драматический роман. Если вы любите классику и качественную литературу, вы скорее всего уже прочли его.

А я «Нетерпение сердца» только сейчас прочла, хотя с творчеством Цвейга знакома давно. («Кристина Хофленер», «Мария Стюарт»). Мое отношение к этому роману неоднозначно. С одной стороны, я прекрасно вижу, что передо мной литературный шедевр, с другой стороны, сюжет, герои, сама история вызывают во мне целую бурю чувств. Негативных чувств. Я ненавижу людей, которые то впадают в несчастную и жалкую жертву, буквально валяются в грязи, корят себя и ненавидят, а потом превращаются в жестоких тиранов, бросающих в лицо обвинения и претензии. Да, героиня с физически ограниченными возможностями, заведомо должна заслуживать прощение. Но позвольте, с каких это пор физический недостаток дает право вести себя как домашний тиран и чудовище?? Что это еще за презумпция невиновности? Извращенная логика близких, не более.

Это первое, что меня бесило.

Второе, и вот от этого у меня внутри всё просто полыхало, культ долга и жертвенности. Принимать безропотно нападки избалованной девчонки, терпеть ее психи и истерики, брать свое здоровье, покой, жизнь, военный долг, да вообще, что я мелочусь – весь мир скопом брать и торжественно возлагать к ее ногам. Вот это добровольное вручение права другому быть тираном. Склонение головы. Покорность. Меня прямо сжирала злость, яд, ненависть… Да, это история обо мне. Я до глубины души ненавижу всё это лично у себя, я могу быть и жертвой и тираном. Я была. Я есть. А потому спокойно читать такие истории, я не в состоянии, хочется убивать, хочется бить, хочется кричать в лицо, орать. Кому? Героям. На самом деле, нет. Не героям...

Право быть тираном другие получают по умолчанию. Из лучших побуждений.
Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Это рецензия из моего жж