Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

28 января 2014 г. 19:21

394

4

Эта книга небольшая, но читалась долго. Потому что читать текст, написанный научным языком, совсем не так просто, как научно-популярную литературу, создаваемую для более широкого круга читателей. Не было нотки развлекательности. Но зато это научное исследование прекрасно вписалось в изучаемые мной вопросы о переходном периоде из Средневековья в Возрождение. Потому что Петрарка был одним из основателей той самой новой мысли, которая привела к изменению сознания общества.

Немного об авторе.
Девятайкина Нина Ивановна - доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовского государственного университета. Вся её научная жизнь посвящена изучению эпохи средневековья.
Послужной список:
2011 г. (сентябрь) - по сей день - старший научный сотрудник СарИПКиПРО; профессор СГТУ
1969 - 2011 гг.- кафедра истории средних веков СГУ им Н.Г. Чернышевского.
Международные стажировки:
Испания: Гранада, университет, февраль-март 1997 г.
Италия: Миланский католический университет, 2003, 2008; Миланский гос. архив 2004, 2006-2008 гг.
Германия, Georg-Eckert-Institut, 2004 г.
США: университет Северной Каролины и Чапел Хилла, 2004 г.
Франция: Дом наук о человеке, 2004 г.
Основные направления научной деятельности:
культура Возрождения, ренессансный гуманизм, история менталитета, история историков (с 1965 г. доныне), историография, учебники, пособия, хрестоматии, рабочие тетради, тестовые задания, методические пособия, диски, программы, для школ (с 1991 доныне).

"Мировоззрение Петрарки: этические взгляды" - не первая и не последняя книга Нины Ивановны, в которой она рассматривает жизнь и творчество величайшего поэта и философа. В начале Девятайкина рассказывает о различных взглядах на наследие, оставленное нам Петраркой. Она отмечает, что "постижение мировоззрения первого гуманиста - важнейшая общекультурная задача". Но здесь же упоминаются и точки зрения, идущие вразрез с мнением большинства. Нина Ивановна объясняет и позицию оппонентов, которые отрицали новизну гуманизма и настаивали на зависимости взглядов Петрарки от каталицизма и средневековья вообще. Была и группа итальянских исследователей, считавших взгляды поэта проявлением "живого и светского духа". Но я для себя сделала вывод, что мне ближе теория о Петрарке - первом гуманисте.

Новое мировоззрение, исходной точкой которого является не бог, а человек, рождалось после тысячелетия безраздельного господства и духовного насилия церкви.


Да, согласна, что в этих строчках чувствуется атеистическое воспитание Советского периода, но в тексте этого мало. Автор не грешит излишними обвинениями в адрес церкви - всё в рамках. Тем более, что сам Петрарка был лицом, принявшим сан. О чем историк поведала во второй главе своей книги. Здесь можно узнать, о том, что Петрарка родился "в изгнании", т.к. его родителям не повезло оказаться на стороне проигравших "белых" гвельфов, за что они и были сосланы. Рассказывается об образовании Франческо, о том, как он пришел к решению принять сан, о его жизни в Воклюзе, о семье и детях, о том, когда были написаны те или иные его произведения, о Лауре. Отдельно выделен эпизод знаменитой коронации поэта на Капитолии 8 апреля 1341 года. И далее описывается миланский период, Падуя, Венеция - город, который по словам Франческо "был более благополучен и спокоен в сравнении с другими из-за благоразумия граждан и своего месторасположения". И, конечно, Аркве - последнее пристанище гуманиста.

Политические события развиваются, правители воюют между собой, пытаясь захватить соседние территории и расширить свои, и нет той целостности Италии, о которой мечтает Петрарка. Он обращается к античности и видит будущее процветание родной страны в сплоченном единстве вокруг вечного города Рима. Он не сидел в тихом провинциальном Воклюзе постоянно. Он ездил в центры республик, беседовал с гуманистами, знакомился с новыми людьми, которые стали заметными фигурами в истории. Но в основном он пишет. Свои трактаты, биографии героев античности, письма к правителям республик и стран. И сонеты. Те самые сонеты, которые называл "безделицей". Античность для Петрарки была чем-то вроде совершенства, и по развитию искусства и по устройству общества. Он всю жизнь пытался придать поэзии тот же статус, что она имела в античном мире.
Ещё одной задачей Петрарка ставил для себя оставить в наследие публичную библиотеку:

Петрарка мечтал о публичной библиотеке на базе его книг: вот ещё один момент для характеристики его общественных позиций.


Далее Девятайкина разбирает вопросы философии, то как мысль развивалась. В том числе не только под влиянием преобразований, не только потому что назрело, но и благодаря таким прогрессивным людям как Петрарка. Автор рассказывает о взглядах Блаженного Августина и Фомы Аквитанского. Есть противопоставление трудов этих достойных мужей, опирающихся на идеи христианского вероучения и его догматы, и трактаты и рассуждения Петрарки, заявляющего, что именно жизнь и есть самое ценное. Приводится в пример "Моя тайна", написанная в виде диалога между Августином и Франциском. Это произведение Девятайкина анализирует очень подробно. Как и сонеты. Как и образ Лауры, через который Петрарка открывается как ценитель красоты и природы, которой часто изливает душу. Природе он открывает всю свою скорбь после смерти возлюбленной Лауры.

Под конец автор обращается к теме добродетели, снова к гуманизму. Подводится итог, где читателя собирается целостный образ первого гуманиста с его взглядами на папство и духовенство, на политическое устройство, на гражданские свободы, на само своё предназначение. Из книги Девятайкиной становится ясен тот вклад и то влияние, которое оказал Петрарка на культуру Европы. Сейчас бы это назвали прорывом.
После прочтения понимаешь, какой огромный труд проделан автором. Изучено огромное количество источников: от автобиографического "Послания к потомкам" самого Петрарки и его почитателя и биографа Бокаччо до последних исследований советских историков. Очень много неоднозначной информации. Очень много информации как таковой. Ну а в конце приведены два произведения Франческо Петрарки "Триумф любви" и "О страхе смерти".

Прочитано в рамках флэшмоба "Урок литературоведения". Урок №11.

Комментарии


спасибо за знакомство с таким серьезным источником!


Мне книга во многом помогла в моих исторических изысканиях. Не жалею, что её взяла.
Спасибо за классный флэш-моб. Книга бы ещё долго провалялась и читалась бы ещё дольше, если бы я не приняла участие. Всё-таки обязательства - великая побуждающая сила!)