Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

10 марта 2023 г. 13:14

8K

5 Трагедия рыцарства

Рыцарь, совершивший проступок

Эта книга о Ланселоте, о Лучшем рыцаре в мире, рыцаре со столь чистой душой, что он может творить чудеса без всякой магии, о рыцаре без страха и упрёка. Впрочем, сам-то он себя упрекает, и даже в один из периодов жизни отказывается от своего имени и берёт себе девиз Рыцарь, совершивший проступок.
Жизненный путь Ланселота – это путь странствующего рыцаря, служения королю, стране, во имя блага королевства, во имя справедливости, его долг - защита слабых, всех, кто попал в беду, защита правых против обмана и насилия.

Однако, очень скоро Ланселоту приходится испытать на себе конфликт между идеалом и вульгарной действительностью. Он хотел, оставаясь незапятнанным и невинным, творить чудеса, поступать всегда в высшей степени благородно, в соответствии с идеалом, однако, в жизни ему выпала запретная любовь, постыдная тайна, которую он должен хранить, осознание предательства, совершаемого по отношению к своему господину-королю, к тому же являющимся и лучшим другом. Он любит Гвиневеру, он любит Артура, он служит своей возлюбленной, служит своему королю, любовь и долг подтачивает его и разрывает на части. К тому же в этот треугольник постоянно вторгается кто-то ещё – то Элейна, то сам Господь Бог, ибо Бога Ланселот воспринимает, как живого человека, который судит и наказывает. Позволяет или не позволяет побеждать.

Ланселот несовершенен, а разве может быть несовершенным лучший рыцарь в мире. И легко ли быть лучшим рыцарем, каждый день принимая вызов и каждый раз доказывая, что он – лучший. Пока не настанет день первого поражения, и ещё одного, и ещё. Что же тогда станет с многолетней славой непобедимого рыцаря. Что почувствует лучший рыцарь, испытавший поражение – отчаяние, гонку за тщеславием, безумие? Ланселот готов ради любимой женщины на всё, но его терзает то, что он всё дальше уходит от идеала, потому что перед ним встаёт нелёгкий выбор - быть идеальным или предать, но спасти. Как же не совершенен этот лучший рыцарь в мире! Но дело в том, что, достигая совершенства, человек умирает.

Порой создаётся впечатление, что до эпохи короля Артура в Англии был полный хаос, бритты, саксы, скотты, как стихийные противоборствующие силы брали то, что можно взять, отбирали то, что удавалось отобрать (вспомним короля Пендрагона и графа Корнуолла с графиней Игрейной). До короля Артура все эти графы, корольки, князьки и их воины воспринимаются как однородные стихийные массы. Но как только король Артур начинает укрощать этот хаос, так его рыцари обретают индивидуальность, характеры, судьбу, всё усложняется и даже наполняется противоречиями.

Король Артур решил изжить право Силы, насадив вместо этого по стране силу Права. Именно эту идею хочет он воплотить, создавая орден рыцарей Круглого Стола. Рыцари разбредаются по стране и борются с беззаконием, а затем, собираясь за круглым столом, рассказывают о своих приключениях и подвигах.
После долгих лет усилий король, несомненно, добился некоторых результатов. Буйные головы теперь уже не смеют демонстрировать Право Сильной Руки и принцип кто сильнее, тот и прав. Артуру удалось насадить законность и право стало иметь силу. Однако, по прошествии лет, глядя на свою идею создания Круглого Стола, Артур испытывает долю разочарования.

Круглый Стол, который задумывался как идеальный оплот цивилизованности, мудрости и справедливости, оказался тоже не идеален. Король сокрушается, что следуя правилам, совершая подвиги, карая беззаконную силу, рыцари воспитали в себе спортивный дух, который выхолащивает высокую идею и приводит рыцарей к соревновательности. У них развился спортивный дух! – кто больше сшиб противников в поединке, кто больше захватил пленных, кто больше спас девственниц. Такова оборотная сторона спортивного духа. И разве не актуальны проблемы рыцарей Круглого Стола во все эпохи.

Осознав несовершенство своей идеи, Артур решает к праву присоединить духовность и объявляет для рыцарей новую задачу - поиск Святого Грааля. Вновь разъезжаются рыцари во все концы, увлечённые новой задачей. Что принесёт реализация этой идеи?

Обращает на себя внимание слог автора, после несколько высокопарных рассуждений вдруг прорываются словечки, фразы и сцены, далёкие от куртуазности, и это снижает пафос. Артур может «побагроветь лицом, как индюк». Гвиневера может визжать, устраивая сцену ревности. Сэр Груммор и сэр Паломид теперь, когда настало новое время, стали «дряхлыми балабонами». И это вполне вписывается, делает героев более человечными, более близкими нам, легендарные образы оживают. Их проблемы, ошибки, решения, сомнения сближают нас с теми далёкими сказочными временами.

Свеча на ветру

Если предыдущая книга была по тону - тревожной, то эта - просто трагическая. Непросто зажечь свечу, - источник света, добра, справедливости и закона - свеча эта всегда будет на ветру, всегда будет опасность, что она погаснет.

Король Артур постарел, не секрет, что в старости человек теряет силу, порой волю, ему свойственно обозревать пройденный путь, заново понимать свершившееся и содеянное, а так как путь любого человека, даже самого благородного и деятельного, не лишён ошибок и неудач, неизбежно чувство разочарования. Горько видеть на склоне жизни, как гибнет то, чему эта долгая жизнь была посвящена. Король Артур правил страной по законам добра и справедливости, он сам создал эти законы, и вот настало время, когда законы обернулись против него. И он должен им подчиниться, погубить любимую жену и лучшего друга, иначе вся его жизнь и дело всей его жизни пойдёт коту под хвост, обнулится, станет ничтожной, превратится в фарс.

С другой стороны, если он во имя законности позволит сгубить любимых людей, которые по большому счёту не причинили никому зла и всю жизнь были его соратниками, тем самым он «прогнётся» под давление Зла и даст ему усилиться. Коварный Мордред ловко расставил ловушку на людей благородного рыцарского склада, он открыл охоту на тех, кто не может выйти за «красные флажки» и цинично загоняет их в тупик. Сам же для себя он не признаёт никаких правил и ограничений.

Выходит, что и впрямь из этой самой Справедливости ничего хорошего не вышло. Иными словами, справедливость без милосердия – ничто. С горечью смотрит Артур, как раскалывается Круглый Стол – дело и мечта всей его жизни, страна погружается в хаос междоусобных войн. Зло растёт, оно накатывает, как снежный ком, и вот уже Мордред готов захватить власть.

Нетрудно увидеть, что автор выступает здесь против войны, обличает Зло, которое творит война, захватничество, наглое поругание самой идеи справедливости и человечности – он писал свой цикл произведений о короле Артуре в разгар катастрофы Второй мировой войны, и он сокрушается о торжестве зла и о потере человечности в мире. Кстати, следующую, последнюю книгу пенталогии, Теренс Хэнбери Уайт - Король былого и грядущего. Том 3: Книга Мерлина , написанную им в 1942, издатели не выпустили в свет из-за пацифистских взглядов писателя, и это о многом говорит. Вышла она через много лет и уже посмертно (1977)

«Свеча на ветру» уже отражает пацифистскую позицию автора, особенно в конце, где он даёт волю своим рассуждениям, вкладывая их в уста старого короля Артура, загнанного в угол Мордредом и его ордами «Хлыстунов» в чёрных одеждах (конечно, напоминает чернорубашечников, нацистских штурмовиков).

Но не надо думать, что книга скучная, что касается непосредственно сюжета, то она очень напряжённая и драматичная.

Клуб "Осторожно, историки!" Игра "Сокровища Агоры"