Больше рецензий

5 марта 2023 г. 13:41

572

4.5

«Одно из лучших художественных произведений, написанных на историко-географическую тему» указано в предисловии, и с этим трудно поспорить. Там же есть пояснения Иосифа Петровича Магидовича, известного советского историка географии. Рекомендую ознакомиться, если кто-то ещё не успел.

Интересно было узнать, что Хаггард соотносил своего вымышленного героя с реально существовавшим конкистадором Берналем Диасом, который в старости (улавливаете сходство?) написал «Правдивую повесть о завоевании Новой Испании» – важнейший первоисточник по истории открытия и завоевания Мексики. В целом впечатляет подход Хаггарда к написанию романа и массив обработанной информации: отчеты о военных экспедициях, записи испанского монаха-миссионера, личные наблюдения (!). При этом не скажешь, что в погоне за исторической точностью, автор забил на художественную выразительность. Нет, текст увлекает, а в аудиоформате (исполнитель – Сергей Кирсанов, и хорошо подобранные фоновые звуки) – тем более.

Что ещё впечатляет, так это позиция автора в отношении описываемого события. Созданный Хаггардом герой не оправдывает зверства испанцев, он описывает происходящее так, что невозможно не сочувствовать угнетённым народам. Но, к сожалению, ценность людей и их культуры меркнет перед жаждой наживы.

Отдельно стоит упомянуть вопросы религии. Недавно в клубе классиков обсуждали Сюсаку Эндо - Молчание , где центральной темой выступает насаждение японцам христианства и описываются зверства, которыми сопровождается этот процесс. Вот не раз вспомнила эту книгу, пока слушала Дочь Монтесусы. И снова: как жестоко уничтожать народ ради собственного интереса, бессмысленного для всех, кроме конкретного захватчика.

Единственный недостаток, небольшой, но всё-таки вызывающий лёгкое раздражение, – это любовные страдания главного героя. Эпизод, когда он решил оставить Хуана де Гарсиа связанным и улететь на крыльях любви рвать цветы боярышника, – вообще за гранью разума. «Подожди меня здесь, пока я не освобожусь, — проговорил я. — Потом я с тобой разделаюсь» – действительно, что же могло пойти не так? Как де Гарсиа посмел сбежать? Но ладно, от любви и более достойные люди совершали неразумные поступки и несли дичь. Поэтому можно только порадоваться, что на фоне всех происходящих действий фраз наподобие «Я люблю тебя, дорогая, я всегда любил и буду любить тебя вечно!», «Я хочу быть уверен, что ты тоже любишь меня так же сильно, как я» и иже действительно мало.

Но даже с учетом этого минуса Дочь Монтесумы – определенно лучший исторический роман, из всех прочитанных мною к данному моменту.

Читаем классику вместе. Литературный турнир.