Больше рецензий

25 февраля 2023 г. 22:36

323

3 чрезмерно богатая фантазия, автор перемудрил и заигрался, нелогичные и невнятные моменты, неудачное название.

Обращение к тематике «индейцев» и «ранней латиноамериканской истории» в художественной литературе не ограничилось для меня классическим романом «Дочь Монтесумы», о котором был предыдущий отзыв. Я стал искать что-нибудь ещё на подобную тему и наткнулся на книгу Джеймса Роллинса «Пирамида», которая оказалась несколько из «другого санатория». Этот приключенческий роман, балансирующий на грани триллера, нещадно эксплуатирует тему инков – загадочной цивилизации Южной Америки. Тема, безусловно, благодатная для такого рода литературы, дающая автору нагара кучу загадок, богатое поле для фантазии и ореол таинственности.

Книга увлекает с первых минут чтения. Как говорится, невозможно оторваться. Однако, в процессе прочтения и погружения в сюжет увлеченность всё чаще сменяется недоумением, по крайней мере у придирчивого и дотошного читателя. В результате книга оставила у меня противоречивое впечатление.
У автора книги очень богатая фантазия, что всегда является плюсом для любого писателя, но в данном случае в процессе чтения создается впечатление, что, дав волю собственной фантазии, можно изрядно переборщить, и это неизбежно скажется на облике книги и далеко не всегда в положительную сторону. Что именно я имею в виду? Попробую объяснить в отзыве.
Начну с того, что мне понравилось в этой книге. Помимо увлекательного и интересного и очень необычного сюжета стоит отметить манеру изложения и грамотное построение книги, позволившее раскрыть сразу две сюжетных линии, умело переплетая их и постепенно раскрывая интригу. Простую, но увлекательную манеру изложения дополняет хороший слог. Здесь замечу, что книга зарубежная и по-русски мы читаем её в переводе, а, соответственно, такие вещи, как слог, язык и стиль могут быть и заслугой переводчика. В современной литературе немало случаев, когда переводчики выступали своего рода «стилистами», сильно приукрашая оригинальный текст с отличным сюжетом. Как обстоят дела в данном случае - сказать не могу.
Меня привлекло также и то, что автор обращается к теме науки и уделяет ей достаточно много внимания в книге. Многие герои книги – профессиональные ученые, либо имеют какое-то отношение к науке. Конечно же, как и подобает книгам подобного жанра, научный мир здесь показан более чем условно и приземленно, исходя из стереотипного образа ученого, созданного в массовой культуре. Главные герои книги – археологи. Профессия эта очень «благодатная» для контента приключенческой тематики, в общественном сознании «образ археолога» пронизан духом приключений. Археология считается гуманитарной наукой, но чтобы добыть научный результат, зачастую ученому требуется обращаться к помощи коллег в естественно-научных областях знаний: антропологов, патологоанатомов и даже химиков. Автор обращает внимание на подобную междисциплинарность и умело её использует для построения сюжета, делая героями своей книги представителей самых разных наук.
Таким образом, в ткань книги внедрены элементы многих областей знания, что увеличивает интеллектуальный потенциал этой книги и интерес к ней. Книга легка для восприятия, но при этом сложна и многогранна по своему содержанию. Написание подобной книги требует достаточно серьёзной подготовки, сбора материалов, автор в конце книги благодарит многих за помощь в написании книги, из чего делаем вывод что с материалом он работал – однако по самой книге это далеко не всегда заметно. И здесь отмеченная выше чрезмерно богатая фантазия писателя сыграла с ним злую шутку. Автор дает волю своей фантазии и его очевидно «заносит на поворотах», как будто он становится одержим идеей не столько рассказать историю, сколько держать читателя в напряжении и дать ему больше экшна. В результате мы получаем совсем «не интеллектуальное чтение». Хотя книга далеко не лишена смыслового содержания и затрагивает многие важные жизненные темы, некоторые из них очень глубоки и сложны. В романе перманентно присутствует образ «смерти» ставя вопрос «ответственности живых».

Но все как будто растворяется в сюжете, который, всё больше и больше закручиваясь, начинает вызывать у читателя вопросы и даже недоумение. Как начинающий писатель, чьи идеи часто разбиваются о «превратности контекста», я читал и думал: «оказывается и так можно писать, закручивая сюжет и теряя ориентиры». Я понимаю, что творческий полет - это хорошо, но положительные, на первый взгляд, стороны книги в некоторых моментах производили, мягко говоря, неоднозначное впечатление. Писатель как будто пустился во все тяжкие, «положил» на контекст и стал «писать как пишется», стараясь добавить всё больше и больше неожиданных поворотов и напихав в книгу всего, чего только можно.
В книге очень много «драматичнейших моментов», но порой «сюжетные» и «содержательные» основания этой «драматизации» остаются не до конца ясными, некоторые поступки героев кажутся совершенно нелогичными и даже странными, непонятными. В процессе развития сюжета странным кажется и название. Закрывая книгу, не совсем понимаешь, причем тут «Пирамида». Да, с неё всё начинается, но это простое слово вовсе не отражает сути повествования, гораздо лучше было бы назвать книгу «Кровь дьявола», оно куда сильнее интригует и больше подходит «облику произведения». Будьте готовы к тому, что чтение данной книги – своего рода «пинг-понг». Временами книга нравится и увлекает, но время от времени, при очередном «сюжетном закидоне» в голову приходит мысль: «Что это за мура». Возможно, такая литература «не совсем для меня», и я просто в каких-то местах «не понял прикола», или я просто «слишком парюсь», читая книги. Рекомендовать эту книгу я буду, она произвела на меня впечатление, но максимальной оценки поставить, увы, не могу.