Больше рецензий

25 февраля 2023 г. 18:30

167

4.5

«Неведение» Милана Кундеры — это небольшой роман, повествующий о близкой для самого автора теме эмиграции.


Кундера описывает несколько человеческих судеб, в особенности внимание уделяется двоим людям, решившим спустя десятки лет после своей эмиграции вернуться на родину. И их возвращение Кундера сопоставляет Одиссею, который спустя двадцать лет своего отсутствия в родных краях также совершает долгожданное возвращение. Каким оказывается это возвращение и что вообще можно ожидать от знакомых мест и людей спустя такое большое количество времени? 


«Двадцать лет он только и думал о своем возвращении. Но, вернувшись, он с удивлением обнаружил, что его жизнь, сама суть его жизни, ее сердцевина, ее сокровище находились за пределами Итаки, в том двадцатилетии его скитаний». 


То, как автор переплетает судьбы героев и гомеровского Одиссея меня поразило. При этом Милан, абсолютно уникально разбирающийся в человеческой психологии, рассматривает и данное явление с этой же стороны. Немного вводя нас в курс истории и политики 20 века, он выносит крайне интересные теории и понятия: в чем особенности ностальгии, откуда ее происхождение и как люди воспринимают это чувство, одновременно обманываясь им; феномен эмигрантских снов в 20 веке; общественное влияние на решившихся покинуть родину; возраст неведения; войны, оккупации, история Чехии… Как много всего затронуто в совсем небольшом романе, при этом чувства недосказанности вовсе не остается: каждая мысль доведена до конца и продолжает свое существование в головах читателей.  


«Чем сильнее их ностальгия, тем она свободней от воспоминаний. Чем больше Одиссей томился, тем больше он забывал. Ибо ностальгия не улучшает работу памяти, не про буждает воспоминаний, она довольствуется самой собой, целиком поглощенная своим единственным страданием». 


Кундера пишет просто о сложных, важных и вертящихся у нас на языке вещах, которым сложно подобрать словесную окраску. Однако он углубляется в изученные темы и в то же время не переусердствует, разбавляя свои авторские отступления разворачивающимся сюжетом. 


Но Милан углубляется не только в исторические и политические события, он больше затрагивает психологические особенности людей того времени и конкретно наших героев. Это моя четвертая книга автора и какого бы масштаба ни было его произведение, любой персонаж Кундеры изучен и полностью обнажен для нас телом и душой. Автор проникает в самую глубь душ своих персонажей и взаимоотношений между ними и, что хочется отметить, каждый его герой уникален и не похож на другого. Милан вдыхает жизнь в их образы, отчего герои уже не предстают перед нами чем-то нереальным — скорее, ты будто читаешь тайные записи знакомого тебе человека и вместе с ними познаешь самого себя, ибо каждый найдет у этого автора что-то, что откликнется конкретно у него, я уверена. 


«…таков закон мазохистской памяти: по мере того как отрезки жизни погружаются в забвение, человек избавляется от всего, чего не любит, и чувствует себя более легко, более свободно».


 

Вот так глубоко во всех отношениях, великолепно и литературно написана эта книга. Я убеждена и хочу показать другим, что Кундера — уникальнейший автор нашего времени, пусть многие его произведения и были написаны еще в 20 веке. 


«…те, кому своя жизнь кажется крушением, начинают охоту на виновных».