Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 февраля 2023 г. 20:35

8K

5 Когда зло получилось убедительнее добра

Я не большой любитель приключенческих романов вообще, а на морскую тематику - тем более, но Джек Лондон занимает особенное место в моем сердце. Поэтому я не могла пропустить “Морского волка”.

Этот роман вобрал в себя весь обширный опыт писателя в области мореплавания - так что, специально для таких же неискушенных по данному вопросу читателей как я, в конце приведен исчерпывающий перечень морской терминологии.

Лондон пишет о море с любовью, которой дышит каждая строка с описанием морских пейзажей. И пусть я, никогда не видевшая моря воочию, не могу полностью разделить его чувства, но всё равно меня очаровала эта атмосфера мореплавания.

Сюжет романа в общих чертах мы уже видели в других творениях Лондона: человек, закаляющий свои физические силы и твердость воли и характера в непривычных и тяжелых для него условиях, борьба с самим собой и со стихией, история любви, в которой на первый план выступают взаимное уважение, дружба, единение душ и общее стремление к добру и справедливости.

И этот сюжет был бы немного скучноват и бледноват, если бы главному герою Хэмфри Ван-Вейдену, волею судьбы попавшему на промысловую шхуну, не противостоял главный антигерой, антагонист по кличке Морской Волк, в честь которого и назван роман.

Этот персонаж - настоящее украшение книги, та самая изюминка, без которой повествование потеряло бы существенную часть своего очарования и увлекательности. Жестокий, коварный, не знающий жалости и пощады, обладающий сверхъестественной силой, волей и умом капитан Ларсен.

Удивительно, но факт: какой бы лютой ненавистью не воспылал бы к нему читатель после некоторых особенно жестоких и несправедливых поступков Волка, невозможно не чувствовать к нему хоть самую малую толику уважения и симпатии. “Неужели зло так привлекательно?” - как вопрошал на страницах “Героя нашего времени” Михаил Лермонтов. Что ж, иногда бывает и так.

Загадка обаяния фигуры Волка Ларсена кроется, на мой взгляд, в двух вещах: силе и высоких интеллектуальных способностях. Как ни крути, человек, обладающий этими качествами, вызывает в нас невольные отголоски уважения.

Говоря о силе, я подразумеваю не только физическую ее сторону. Хотя, надо признаться - человек, который способен выстоять в уличной драке или дать в нос наглому подлецу, вызовет у меня гораздо больше уважения, нежели тот, который ограничится возмущенным бормотанием себе под нос. Но Морском Волке есть сила и другого плана - внутренний стержень, уверенность в себе и своем мнении, твердость и крепость духа, не позволяющая свернуть с намеченного пути, каким бы он ни был.

Но самое главное, что отличает Волка Ларсена от типичного и набившего всем оскомину злодея - это его глубина и философичность мышления. И пусть это мышление глубоко разочаровавшегося в жизни человека, разве можно отказать ему в некоей убедительности и логичности высказываемых мыслей? Или в том,что они проникнуты странной и тревожащей красотой, которая пугает своей откровенностью? Каждый, кто хоть раз чувствовал горечь разочарования, сталкиваясь с неприглядной стороной жизни, найдет крупицу правды в словах Ларсена.

Верь я в бессмертие, альтруизм был бы для меня выгодным занятием. Я мог бы черт знает как возвысить свою душу. Но, не видя впереди ничего вечного, кроме смерти, и имея в своем распоряжении срок, пока во мне шевелятся и бродят дрожжи, именуемые жизнью, я поступал бы безнравственно, принося какую бы то ни было жертву. Всякая жертва, которая лишила бы меня хоть мига брожения, была бы не только глупа, но и безнравственна по отношению к самому себе. Я не должен терять ничего, обязан как можно лучше использовать свою закваску. Буду ли я приносить жертвы или стану заботиться только о себе в тот отмеренный мне срок, пока я составляю частицу дрожжей и ползаю по земле, — от этого ожидающая меня вечная неподвижность не будет для меня ни легче, ни тяжелее.

Я утверждал, что жизнь - это фермент, нечто вроде дрожжей, нечто пожирающее другую жизнь, чтоб жить самой. Торжествующее свинство. С точки зрения спроса и предложения жизнь - самая дешевая вещь на свете. Количество земли, воздуха, воды ограничено, но жизни, желающей родиться, нет предела.

Право в силе, вот и все. Слабый всегда виноват. Быть сильным хорошо, а слабым - плохо, или, еще лучше, приятно быть сильным, потому что это выгодно, и отвратительно быть слабым, потому что от этого страдаешь.

Вот и все вы такие, — с досадой воскликнул он, — разводите всякие антимонии насчет ваших бессмертных душ, а сами боитесь умереть! При виде острого ножа в руках труса вы судорожно цепляетесь за жизнь, и весь этот вздор вылетает у вас из головы. Как же так, милейший, ведь вы будете жить вечно? Вы — бог, а бога нельзя убить. Кок не может причинить вам зла — вы же уверены, что вам предстоит воскреснуть. Чего же вы боитесь?

Финал истории меня немного разочаровал из-за одной маленькой детали - всё-таки, мелкие пакости совсем не в духе Волка Ларсена. Или я уж слишком прикипела к герою из-за его мрачной философии и потому не могла простить Лондону, что он сделал его слабым не только физически, но и морально?

Вряд ли есть на свете зрелище, более ужасное, чем вид сильного человека в минуту крайней слабости и упадка духа.

Словесные перепалки и споры о жизни между Ван-Вейденом и капитаном - лучшее, что есть в книге. И пусть автор безапелляционно и безоговорочно отдает оливковую ветвь чемпиона сугубо положительному Хэмфри, мы то с вами знаем, что в некоторых вещах Волк был более проницателен и убедителен. Как вот например, в этой мысли о вреде излишних философствований.

- И он никогда не философствует о жизни? - добавил я.
- Нет, - ответил Волк Ларсен с неописуемой горечью, - и он счастливее меня, оставляя все эти вопросы в покое. Он слишком занят самой жизнью, чтобы еще задумываться над ней. Моя ошибка в том, что я когда-то открыл книгу.

Комментарии


Соня, здравствуйте!
Спасибо за живую и красочную рецензию!

Если Вы ещё не читали "Моряк в седле" Ирвинга Стоуна, то разрешите посоветовать. Это книга-биография Джека Лондона, где можно будет увидеть прообразы практически всех произведений Лондона на фоне его сложной судьбы)