Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

20 февраля 2023 г. 05:13

306

2.5

Знаете ли вы, что такое сон? Это не химера, не порождение наших желаний, но иной путь вбирания в себя субстанции мира и восхождения к той истине, что раскрывают нам туманы, пряча видимое и обнажая незримое.

Не первый мой подход к Барбери (лет десять назад читала "Элегантность ёжика", и она мне умеренно понравилась), но точно гораздо более необычный.
Сказочная притча не тянет, конечно, на заявленное в качестве жанра здесь, на Лайвлибе, фэнтези, но рассказывает до удивления странную историю о параллельных, хотя и связанных мирах людей и эльфов, а также о темных силах и Добре, сталкивающихся в извечной битве. Не столько полноценный сюжет, сколько витиеватая зарисовка о том, как две наделенные магическими силами девочки объединяются, чтобы противостоять Злу и консолидировать мир, кажется, призвана выразить духовность, коренящуюся в искусстве, природе и, прежде всего, в любви (в самых разных её проявлениях).
Результат получается спорным и по содержанию, где поди еще раскопай такие глубины за всякими непонятностями, и, особенно, по форме, однако обо всём по порядку.

В романе две главные героини - живущая во французской деревушке Мария и родившаяся в тот же день в Италии Клара. Время действия неизвестно, ну да и черт с ним, в конце концов это непонимание - меньшее из тех, что ждут читателя дальше.
Мария происходит от родителей-эльфов, Клара - наполовину человек, наполовину эльфийка.
С 10 лет в обеих начинают проявляться магические способности, которые к 12 годам уже поражают воображение окружающих. Силы Марии носят природный характер, она всё больше управляет стихиями и разговаривает с зайцами на опушке леса. Силы Клары проистекают из музыки, она способна при помощи неё создавать миры и передавать ощущения.
В итоге девочкам предстоит сплотиться и противостоять превосходящему их по силе злу, возглавляемому прекрасным с виду существом по имени Элий, которое что-то там такое абстрактное хочет (кажется, как и всякий порядочный злодей, власти над миром и передела в связи с этим сфер влияния, но к тому моменту я уже так утомилась от текста, что полагаюсь скорее на ощущения, чем на точное воспроизведение сюжета, и потому за достоверность не поручусь).

Усталость от пышности выплетаемых автором словесных кружев наваливается, кстати, не сразу, но копится и продавливает мир в душе довольно быстро.
Поначалу восторженные описания Барбери бургундских пейзажей и крестьянских буден, дикой природы и радостей творчества кажутся более-менее уместными, однако потом расцветают такой избыточной мистичностью и чересчур насыщенными и страстными образами-деталями, что история начинает казаться слишком порывистой, отвлеченной, во многом неясной и словно намеренно незавершенной (что касается накативших на героинь ближе к финалу темных сил, с ними непонятно ровным счетом ничего).
Возможно, кого-то такие возвышенные и загадочные пассажи могут очаровать, но меня эта слабопостижимая абстракция в какой-то момент просто сбила с толку. Кажется, там можно нащупать отголоски всего подряд, в диапазоне от Толкина до Роулинг, да вот только внятности это эпическому нападению Зла не прибавит (временами реально трудно понять, что там вообще происходит).

Пока эльфийский Совет Туманов наблюдает за действом и толкает философские речи о перспективах грядущего, бедные девчонки героически сражаются в своей первой битве на войне, которая носит то ли исторический, то ли экологический характер, непонятно к чему и почему ведет, но в силу самого факта единения Добра завершается для эльфов на вполне оптимистичной ноте (и снова полагаюсь в трактовке скорее на ощущения, чем на четко проговоренное в тексте книги).
В итоге получается невероятно пылкая, хотя и весьма своеобразная притча (кажется), возраст целевой аудитории которой остается загадкой. Для детей текст слишком абстрактен, а для взрослых - неоправданно прост по части сюжета и чересчур фееричен по части исполнения.

Единственное, что заставило меня вывести оценку книги из "красной зоны", это её отчетливый пацифистский настрой, за одно присутствие которого, пусть и в крайне утопической форме, мне уже хочется быть благодарной.

Войны… Мы знаем: они диктуют свой закон и требуют дани, принуждая и праведника вступить в бой. Но что будет, если поутру все опустятся на полевую траву, сложив оружие? Раздастся звон соседней колокольни, люди очнутся от ужаса и ночи. И вдруг хлынет дождь, и останется только отдаться этой молитве, которая заливает жизнь фиалками и потоком звуков.

Приятного вам шелеста страниц!