Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

17 февраля 2023 г. 18:48

329

5 Писательская кухня в Лондоне 1949 года и немного мистицизма

Наверное, каждый писатель в глубине души рассчитывает или предвкушает, с тревогой или надеждой, что его книги будут носить пророческий характер. Что написанное его пером, каким-то образом изменит окружающую реальность. Не просто оставит след в душе читателя, но запустит какие-то процессы, события, изменит ход истории. И конечно, это очень громкое заявление, говорить, что собственная книга обладает такой силой, это ведь откровенно смахивает на манию величия, поэтому о таком не говорят вслух. Но мысль порой нет-нет да и промелькнет где-нибудь в заключительном слове, последних строках напутствия или в страстном монологе главного героя.

Английская писательница Мюриэл Спарк предлагает пофантазировать на эту тему. Представить, как художественное произведение меняет реальность уже в процессе создания, как окружающие люди усматривают параллели, которых на самом деле автор не закладывал, как книга начинает жить своей жизнью. Даже до публикации, когда вдруг возникает «умышленная задержка».

Лондон. 1949 год. Главная героиня Флёр снимает маленькую комнатку у слишком назойливого домовладельца (он всё не оставляет попыток заставить ее переехать в комнату побольше, а она ведь и стоить будет дороже!). Флёр тщательно избегает встречи с ним, ведь лично её всё устраивает. Книги в её комнате главный предмет интерьера, она читает запоем, регулярно заглядывает в книжные магазинчики, покупает книги в долг, закладывает или продает уже прочитанное и с жадностью принимается за новые. Кроме того, у Флёр есть любовник Лесли. Ничего особенного, если честно. Хлопот с этим Лесли больше, чем хотелось бы. Его жена Дороти берет Флёр штурмом, таким, что кажется они уже даже подружились, тем более, что у Лесли на горизонте новое увлечение. А еще Флёр ищет работу, но не абы какую, а такую, чтобы у нее оставалось время для главного! Ведь она взялась за написание своей первой книги, с интересом и азартом Флёр впитывает реальность, чтобы трансформировать в творчество, в роман «Уоррендер Ловит».

Я очень люблю Мюриэл Спарк. Я совсем мало читала ее произведений, и конечно, не смогу судить насколько «Умышленная задержка» сильнее или слабее остального творчества знаменитой британской писательницы. Но кое-что я всё-таки читала, поэтому этот роман не стоит особняком, а встраивается в мою собственную картину восприятия Спарк. «Умышленная задержка» больше всего напоминает мне «Кенсингтон, как давно это было». Чувством юмора, острой на язык главной героиней, какой-то внутренней свободой и независимостью, удовольствием от жизни. Ты словно знакомишься с кем-то определенно довольным собой, с человеком, который смотрит на жизнь с интересом и жаждой. Хотя прямых указаний на это нет, как и нет громких речей или проникновенных монологов, но есть общее впечатление.
В какой-то мере роман напоминает «Девушек со скромными средствами» - потому что попутно с развитием событий читатель узнает детали и подробности послевоенной жизни в Лондоне, о карточках, дефиците продуктов, бензина, ценности сахара и роскошью одеваться в новую одежду (сразу же после отмены карточек на право купить стандартное безликое пальто). Здесь есть отголоски истории «Momento mori», в лице эксцентричной старушки и несуразных членов общества автобиографов. И даже "Мисс Джин Броди в самом расцвете лет" здесь тоже можно узнать, например, в окружающих героинь женских типах «Английская роза». Это стопроцентная Мюриэл Спарк, и, если вы любите эту писательницу, роман вам обязательно понравится!

Больше всего мне нравилось читать о писательской кухне, о том, как главная героиня заболела гриппом и радовалось этому как никогда, потому что можно было писать сколько хочешь. Она так много писала, так жадно и торопливо, что рука болела)) Мне понравился (в который раз) прекрасный язык Мюриэл Спарк, плавный, увлекающий… Я даже не знаю, как описать его главное свойство. Спарк присуща какое-то изящество, безукоризненное чувство стиля, и я сейчас не про высокий, выспренный слог или иные формы литературного снобизма, а об общем впечатлении, удовольствии от чтения ее книг.

Это совсем маленький роман, всего-то 120 стр., но кажется прочел гораздо больше, не верится, что вся история уложилась на такое скромное количество бумаги))) Кстати, «Умышленная задержка» была номинирована на Букеровскую премию в 1981 году, к сожалению, премию получил Салман Рушди и его "Дети полуночи".

Вот иногда хочется прочесть что-то такое легкое, необременительно развлекающее, чтобы роман был похож на светский разговор с умным человеком. Эта книга именно такая, простая, легкая, очень интересная (для меня), и доля мистицизма, которую заложила писательница в сюжет, нисколько не отменяет факта, что все это могло происходить на самом деле, вполне реальная история)) Рекомендую!

Это рецензия из моего жж

Комментарии


Точно! Мне тоже этот роман напомнил "Кенсингтон...". И стиль, и общее настроение, да и героиня.))