Больше рецензий

16 февраля 2023 г. 16:18

433

4 Тебя, Бога, прославляем

На "Атлас православной иконы" мой выбор пал потому, что другую книгу, об искусстве Древней Руси домонгольского периода авторства Галины Колпаковой мне пока достать не удалось: книга вышла в серии "Азбука: Новая история искусства" и давно стала редкостью. Немного поискав, я обнаружила, что Колпакова выпустила похожую работу в издательстве "Вече". В "Азбуке" планировался двухтомник: домонгольский период и более поздний этап развития иконописи. А в Атласе удалось изложить полноценную историю древнерусского искусства вплоть до современности. Правда, о современном этапе писала уже Ирина Языкова.
В целом от этой книги я ожидала меньшего - как-то смутило слово "атлас" в названии. Казалось, что по большей части это будет просто альбом с репродукциями икон и кратким описанием к ним, но уж очень хотелось познакомиться с трудами Колпаковой, поэтому я купила то, что было доступно. Приятным сюрпризом оказалось то, что несмотря на огромное количество цветных, чётких и больших иллюстраций, в книге присутствует параллельный связный рассказ об истории иконописи со времён Древней Руси и до наших дней. В него органично вписаны описания предложенных иллюстраций, но этим дело не ограничивается - книга действительно написана, как монография, и ничем не уступает прочитанным мною в серии "Новая история искусства" работам. Я даже не ожидала, что повествование действительно дойдёт прямо до современности: в других трудах по искусствоведению временные рамки обычно ограничены каким-то периодом в прошлом, и ближе к современности всё, как правило, обрывается. Текст, написанный Колпаковой, конечно, отличается от стиля Языковой - и это заметно; всё-таки предполагалось, что всю работу напишет один автор. Но тем не менее, соавтор довольно органично и последовательно довела исследование до конца и даже заглянула немного в будущее, сделав в заключение выводы о возможных путях дальнейшего развития иконописи в России.
Что касается основного текста, то наибольший объём всё же занимает история домонгольского периода - как я поняла, именно на этой теме специализируется автор. Остальные периоды также охвачены достаточно полно, затронута даже византийская иконопись (что, впрочем, неудивительно, учитывая, что речь идёт непосредственно о православной - а значит, восточной - иконе; впрочем, например, греко-католиков автор не касается). Преобладающая тема - это, конечно, Русь (то есть о Византии, Греции и других православных государствах речь идёт гораздо реже), но на это я даже не особенно обратила внимание, привыкнув, что Колпакова исследует по большей части иконопись на Руси.
Для меня самым интересным оказался именно домонгольский период, я даже отметила для себя наиболее понравившегося иконописца - это Феофан Грек. Его работы, как мне показалось, отличаются особенной оригинальностью, и ему невероятно точно удалось передать атмосферу исихазма: святые столпники на его иконах как будто окружены неким потусторонним ореолом самоуглублённости, а их лики не спутаешь с работами других мастеров. Да и в целом православное искусство того периода отличается особенной утончённостью и вместе с тем простотой, в нём уже проглядывают характерные особенности, отличающие древнерусскую иконопись и зодчество как от византийского канона, так и от искусства последующего периода.
Основной текст снабжён небольшими энциклопедическими справками о библейских сюжетах, иконографических канонах, святых и различных искусствоведческих терминах. Если это, например, иконописный сюжет, то рассматриваются различные его вариации и к каждой приводится иллюстративный пример. Помимо восточно-христианского искусства есть репродукции и из западной иконописи. В конце книги - большое приложение с картами, словарём и биографией авторов.
В этой книге я не вижу недостатков - это великолепное исследование, которое предоставляет исчерпывающую информацию по заявленной теме. Однако поскольку восточная иконопись не отличается большим разнообразием (или же книга написана так, что создаётся подобное впечатление), то за 500 страниц текста может порядком поднадоесть. Многие иконы настолько похожи, что нужно быть большим знатоком, чтобы определить, что они принадлежат разным мастерам. Иконопись развивается, но постоянно стремится к золотому канону, который заложен в древнерусской иконе. Поэтому какую бы страницу "Атласа" читатель не открыл - всюду увидит примерно одно и то же. Работы отличаются друг от друга в основном по времени их создания, а также регионально - в небольших регионах создаются довольно оригинальные примеры церковного творчества. Но сюжеты, их оформление и подчёркнутая анонимность авторства сохраняют традицию практически неизменной.

Комментарии


Спасибо за подробную и информативную рецензию! Очень заинтересовала книгой, тут же пошла её искать.


Пожалуйста, рада, что Вам понравилось! Меня ещё очень интересуют книги Г. Колпаковой о византийском и домонгольском искусстве, которые вышли в серии "Азбука Новая история искусства". Думаю, они не менее интересные.