Больше рецензий

15 февраля 2023 г. 15:54

521

4 Спойлер какая-то длинная рецензия

«Города красной ночи» были единственной книгой Берроуза, продававшейся в книжном на Фонтанке, и потому стали первой мною у него прочитанной. Так воплотилось желание моего старшего брата приобщить меня к американской литературе постмодерна.

Читать книгу тяжело, потому что, как и любое постмодернистское произведение, она сложна для восприятия неподготовленным человеком, содержит цитаты и аллюзии примерно к чему угодно из головы автора, отказывается от единого нарратива и линейного повествования, соединяет и уравнивает элементы массовой культуры и элитарной, иронична, провокативна и остросоциальна.

Поэтому иногда возникает недоумение от происходящего, поэтому задаёшься вопросами вроде: «Что происходит?», «Где смысл?», поэтому сложно уловить сюжетную нить и удержать её в голове на протяжении всей книги, поэтому в книге много болезней, убийств, наркотиков и мужского секса. Однако если не поддаваться на такого рода провокации, то можно дочитать книгу до конца и даже проникнуться идеей автора.

По сюжету супружеская пара для расследования убийства их сына нанимает частного детектива – главного героя, – и он оказывается вовлечён в борьбу против шайки графинь, заседающих в одном из городов красной ночи и контролирующих посредством опасного вируса правительство, полицию, торговлю наркотиками и жизнь людей, а также устраивающих пирушки, сопровождающиеся жестокими обрядами. Для того чтобы помочь победить графинь, главному герою приходится перемещаться во времени и пространстве, менять телесные оболочки, участвовать в вооружённых восстаниях, употреблять наркотики и заниматься сексом.

Такой вот приключенческий роман. Идея его очевидна – несправедливость социального устройства. Общество в произведении Берроуза является бесконтрольно подчинённым группе полоумных людей, не соблюдающих ни мораль, ни право (ой, что-то мне это напомнило). Последствия такого подчинения описаны автором в терминах постапокалипсиса, где люди массово умирают в муках. Справедливую альтернативу Берроуз видит в устройстве Либерталии – утопического государства пиратов на Мадагаскаре в 17 веке со сменяемой властью, без социального неравенства, денежного контроля, национальной и расовой ненависти, и где, по мнению Берроуза, «ничто не истина, всё дозволено».

Можно поспорить с авторским видением справедливого мира, но нельзя не согласиться с тезисом о вреде сосредоточения власти в одних руках. Можно поспорить с автором в необходимости подробного описания гомоэротических сцен и наркотических припадков, но нельзя не согласиться, что они довольно сильно задевают каждого, кто начинает читать книгу. А, как мы знаем, цель постмодернистского произведения очень часто и состоит в том, чтобы как можно сильнее задеть зрителя, вызвать ощущение неудобства, неприязни и отвращения, потому что мир состоит не только из бабочек и цветочков, а ещё и из всего того дерьма, которое мы же и создали, но предпочли бы не замечать, если бы только художники не напоминали нам о его существовании. Зачем так делать? Чтобы побудить к действию, потому что чем сильнее переживание негативного опыта, тем сильнее желание спрятаться под одеялко устранить причину. И между сексом и наркотиками, сексом и наркотиками, сексом и наркотиками, а также сексом и наркотиками в книге можно увидеть пример борьбы главного героя, сначала внутренней, затем внешней, борьбы героя с несправедливостью, которая требует ума, ловкости, усилий и жертв, но которая, по мнению автора, способна спасти города от последствий красной ночи.