Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

12 февраля 2023 г. 13:04

1K

4 all in all is all we are

Подростковые книги – это всегда истории про инаковость. А что может сделать тебя более инаковым, чем рак?


И вот шестнадцатилетняя Хейзел с раком лёгких IV степени поняла уже очень многое про свою исключительность. Колоссальный разрыв между её образом жизни и легкомысленной свободой сверстников возводит стену непонимания между ней и остальным миром. Когда тебе 16, жизнь кажется бесконечной, а впереди ещё столько всего. Но Хейзел уже покупает платье для своих похорон. Сам диагноз не так страшен, как та обречённость и близость смерти, с которыми пришлось столкнуться героине.


И всё же она подросток. Она хочет гулять и видеть жизнь, влюбляться и ходить по магазинам. Но вместо этого почти единственным её развлечением остаётся посещение группы поддержки для детей с раковыми заболеваниями. И однажды в этом неприметном и сумрачном здании Хейзел встречает свою любовь.


По-моему, Джон Грин создал идеальный образец подростково-взрослой литературы. Если ты сам юн, то легко прочитаешь эту книгу как трогательную сказку про двух влюблённых, чьи чувства не может изменить даже смерть. Если ты взрослый, то под верхним слоем young adult романа увидишь ссылки на Беккета, Шекспира и Кьеркегора. А ближе к концу и вовсе создаётся ощущение, будто это философское эссе, упакованное в подростковую книжку. Автор приближает смерть вплотную к главным героям, чтобы поговорить с читателем о целесообразности любых наших действий вообще.


Конечно, некоторые детали книги невозможно воспринимать всерьёз во взрослом возрасте. Любовный интерес Хейзел по имени Огастус, тоже пребывающий в ремиссии, постоянно ходит с сигаретой во рту, которую он не зажигает. Потому что это, видите ли, метафора того, что он обманывает смерть. Глаза закатываются к затылку, когда читаешь это, но наверное в 16 лет такое воспринимаешь всерьёз. Ещё я вспомнила себя в этом возрасте, и поразилась точности, с какой воспроизведена милая неловкость первой любви.


В книге есть очень любопытный вложенный сюжет про писателя, который сочинил любимый роман Хейзел – тоже про больную раком девушку, и оборвал его на полуслове. И теперь чуть ли не главной мечтой Хейзел стало узнать, что будет со всеми героями после окончания той книги. Здесь метафоричность переходит на иной уровень, и книга в книге, как и поведение демиурга-писателя, проговаривает философскую задумку всего сочинения Грина.


Понимаю его так. Даже если наша Вселенная конечна, а из этого вытекает, что ни в чьей жизни, будь она короткой или длинной, нет смысла, важен сам факт осознания. Грин пытается сказать, что Вселенная прикладывала усилия, чтобы быть замеченной, из чего выросло наше сознание. А если у тебя есть сознание, то ты знаешь, что умрёшь. Как ни странно, банальный призыв из группы поддержки раковых больных «живи свою лучшую жизнь сегодня» как нельзя лучше описывает ситуацию.


Книга горько-светлая, временами очень болезненная, но безусловно не проходная. У меня не поднимается рука назвать её эксплуатационной, потому что у Джона Грина был шанс раскрыть свой замысел, только поставив героев в безвыходное положение. Я бы смело давала читать такую литературу подросткам. Знаю, что хочется уберечь их умы от мыслей о болезнях, горе и смерти. Но только поняв неизбежность конца и приняв её, можно по-настоящему жить.