Больше рецензий

9 февраля 2023 г. 22:35

780

4 Мозг не просто учится; он всегда "учится учиться".

Ретроспективная история нейронаук, ёмкая, доступная, лаконичная, поданная через призму исследования способности нашего мозга изменяться и приспосабливаться к условиям внешней среды и получаемому опыту.

Подобно прочим книгам схожей направленности (я имею в виду, в частности, труды О.Сакса и В.Рамачандрана), научная теория подаётся здесь через истории пациентов, иллюстрирует те или иные особенности человеческого мышления и исследует свойственные всем нам механизмы работы мозга и сознания, наиболее заметные и проявленные в связи с самыми разными патологиями, с которыми сталкиваются испытуемые.

С точки зрения пластичности мозга, его изменчивости и приспосабливаемости автор рассматривает и объясняет привычные (или не очень) обывателю вещи: действенность психоанализа, усвоенные с детства паттерны поведения, воспроизводимые в обыденной жизни, утрату гибкости мышления с возрастом (а также предлагает варианты, как избежать этого или, во всяком случае, существенно замедлить этот процесс), склонность к зависимостям и обоснование опасности этих зависимостей, коварность пластичности мозга, с каждым разом лишь поощряющего повторяемые действия вне зависимости от их пагубности или пользы.

Красной нитью через всё повествование проходит идея постоянной перестройки мозга для анализа информации, получаемой посредством органов чувств. И особенно здесь подчёркивается тот факт, что в зависимости от наших действий и опыта, мозговые ресурсы способны по-разному перераспределяться, в разное время используя одну и ту же зону мозга для анализа информации, получаемых с разных рецепторов. Так, зрительные зоны переключаются на обработку звука и осязания не только у слепых людей, но у любого зрячего, кто решит незначительное время провести, избегая воздействия видимого света на сетчатку. Уже одно это представляется читателю поистине чудесной особенностью, однако рассказчик заходит ещё дальше, расширяя привычные нам органы чувств внешними электронными (и другими) устройствами, которые органично вписываются в привычные мозгу схемы работы и используются им в качестве дополнительной информации о внешнем мире. Схожие идеи, но в менее радужном, футуро-фантастическом свете я встречала у Рея Курцвейла в книге "Эволюция разума" .

Интересным моментом является исследование творческого воображения и фантазии, способных оказывать существенное влияние как на непосредственно устройство нашего мозга (на чисто физическом аспекте, в видео связей отдельных нейронов друг с другом), а также на наше тело. Именно мозг, таким образом, в определённом смысле формирует образ нашего тела и, по всей видимости, во многом наши способности, умения и возможности ограничиваются лишь нашими убеждениями, надуманным ограничениями, в действительности не существующими (в разумных пределах, разумеется, тем не менее пределы эти оказываются куда шире, чем на первый взгляд представляются).

Отдельное внимание приложение книги также уделяет роли культуры в формирование нашего мышления и нашего мозга и отмечает, что культурное влияние оказывается гораздо существеннее, чем мы привыкли думать.

В целом это интересная и увлекательная книга, написанная легко и объясняющая специфику работы мозга на простых понятных примерах, не углубляясь в терминологию, но в то же время излагая базовую суть нейронаук, психиатрии и психоанализа. Она будет интересна как тем, кто только начинает знакомство с изучением мозга, так и уже знакомым с этой областью знаний читателям.

Наши представления могут менять материальную структуру мозга.


o-l.jpg
14:08