Больше рецензий

8 февраля 2023 г. 21:34

132

4.5 Философ нашего времени

Жан Бодрийяр - вероятно, один из самых известных, читаемых и по достоинству оцененных философов второй половины двадцатого века. Вопреки расхожему мнению, что своей головокружительной славой он обязан фильму "Матрица" (в котором его идеи получают своеобразную, противоположную авторской идее, интерпретацию), после изучения его биографии становится понятно, что он заработал признание много задолго до голливудского блокбастера.

Почему можно сказать, что именно Бодрийяр является, по сути, главным и основополагающим мыслителем современности, даже не смотря на то, что такое заявление может быть прозвучит слишком смело. Для начала следует сразу оговориться - да, действительно, стиль мышления Бодрийяра во многом синтетичен, то есть, иными словами, он активно использует и, можно сказать, эксплуатирует все идеи, открытия и философские нововведения, совершенные до него, создавая некоторым образом, идеалистический конструктор из разных фрагментов. Но эта претензия носит исключительно иллюзорный характер, так как самим нашим обществом и той точкой исторического развития, в которой мы сейчас находимся просто-напросто не предусмотрено ничего нового, ведь это эпоха постмодернизма, которая развивается по своим правилам и законам жанра. Да, действительно Бодрийара абсурдно сравнивать с Ницше, Фомой Аквинским или даже Мартином Хайдеггером, но тем не менее, именно в разрезе дискурса постмодерна, его можно воспринимать как самого радикального, могучего и бескомпромиссного мыслителя наших дней.

Можно проследить линию развития его мысли и творчества, дабы понять насколько он всегда шел в ногу со временем. Период его деятельности охватывает более чем четыре десятилетия - с шестидесятых годов вплоть до начала двухтысячных, в которых пиком его философского провиденциального дара стало трагическое событие атаки террористов на здание торгового центра.

Первая же его крупная философская идея сразу обрисовала всю концепцию творчества на десятилетия вперед. Им стала своеобразная дилогия "Система вещей" и "Общество потребления". Окидывая ретроспективным взором оба сочинения, остается только удивляться глубине проникновения философского взгляда Бодрийяра за ширму богатого и роскошного мира изобилия. Эта книга является даже не столько философским, сколько политическим и социологическим исследованием, проводившимся на основании неоспоримых экономических выкладок. Многими до сих пор не сознается - что представляет из себя современное капиталистическое общество, откуда оно возникло и куда движется. Бодрийяр рисует крайне невеселую картину мира, которая стала проявляться после конца второй мировой войны. Тотальная разруха, нищета и радикальная экономическая стагнация в Европе и Америке к началу пятидесятых годов стала постепенно ослабевать. Даже такие впавшие в затяжной кризис страны как Италия медленно, но верно принялись вливаться в общую стратегию экономического развития капиталистического процветания.

Спустя пару десятилетий во всех развитых странах мира установилось безраздельное господство одной общей идеологии так называемого благосостояния и улучшения уровня жизни. Бодрийяр приводит подробные и многочисленные таблицы, в которых в чисто количественном отношении показано насколько резко стала вырастать кривая потребления - невозможно описать с какой галактической скоростью капитализм создал целый универсум вещей, которые в конечном счете, естественно, подменили собой самое человеческое бытие. Уже одно это исследование, базирующееся исключительно на сухих отчетах, достойно того, чтобы увековечить имя философа. Однако в нем он пытается предпринять также и анализ изменений произошедших в человеческом мировоззрении. Пока что очень осторожно он пытается сформулировать идеологию потребления и то, как она связана в современности со всем нашим экзистенциальным существованием. Более глубокое и максимально детальное исследование в этой области он предпринял в своей самой безупречной, со всех точек зрения, книге "Символический обмен и смерть".

Эта книга, вышедшая в 1976 году, не только не утратила своей актуальности, но кратно ее увеличила за прошедшие полвека. Собственного говоря, ее можно воспринимать как само "Писание" современности. В ней нашли отражение все идеи Бодрийяра, которые имели место как до, так и после ее написания. Сказать про нее можно многое, но тот, кто ее по-настоящему понял, гарантированно никогда не сможет полностью вернуться в так называемый реальный мир. Позиция, с которой Бодрийяр рассматривает сегодняшнюю действительность в высшей степени пессимистическая и, можно даже сказать трагическая. В "Символическом обмене" он, пожалуй, достиг той самой точки абсолютного отрицания постмодерна, за которой начинается уже чистое ничто. Нельзя описать двумя словами весь переоткрытый им мир - однако если обозначить его в общих чертах, то ситуация такова - мы оказались в ловушке абсолютного господства капитала и тотального перепроизводства, которое сумело переформатировать под себя не только всю мировую экономическую систему, но и людей, их образ жизни, мышления и ценности. Сегодня мы воочию наблюдаем как сбываются все пророчества Бодрийаря - понятия пола утратили свое символическое значение и стали "скользящими", подчиняясь все тому же господствующему принципу желания/наслаждения, семья как нуклеарная социальная ячейка просто перестала существовать, теперь это просто конструктор, который может собираться как угодно, но с прицелом на продуктивное потребление, тело "развоплотилось" из магического объекта в продаваемый в тех или иных сферах образ, волшебство сексуальности переплавилось в почти биологическую стерильность порнографии (сегодня она избегает даже номинального подобия нарратива), а сама цель жизни, вне всякого сомнения, просто-напросто уперлась в идею максимального накопления идей, денег, вещей - без всякой задней мысли о том, зачем и для чего все это делается априори. Помимо вышеизложенного на страницах "Символического обмена" есть еще десятки сбывшихся пророчеств, которые показывают всю трагичность современного впадения в бездну. Есть ли против этого рецепт?

Единственная позитивная мысль автора в то же время является самой слабой и утопической, возможно во всего его сочинениях. По его логике все еще остается путь возврата назад - к тем символическим формам, которые позволяли видеть свое бытие не в системе пустых знаков, но как полноценную символическую систему, в которой любой процесс, поступок и даже движение духа отзывался вечным эхом во вселенной. Но, естественно, надежды на хотя бы попытку возвращения к такой идеологии тщетны - компьютеризация показала, что мы окончательно окопались в этом хаосе нолей и единиц.

Можно еще долго обсуждать политические взгляды Бодрийяра, который старался сохранить позицию радикального критического антагонизма ко всем партиям и иронически усмехнуться над любыми лозунгами. Но напоследок лучше сказать о его стиле и манере письма. Наверное, он один из всего нескольких мыслителей двадцатого века, чьи сочинения написаны максимально доступно. Их можно читать в любом порядке и с любой подготовкой - все равно, волей-неволей читатель зацепится за излагаемые тезисы, потому что они повествуют о том, что происходит здесь и сейчас. Что же касается изложения философии мыслителя в редакции Александра Дьякова, то она фактически безупречна - условно, коэффициент ее полезного действия близок к ста процентам. В объем трехсот страниц он сумел уместить максимум возможного - для читателей, знакомых с философией Бодрийяра , это поистине елей для души и ума.