Больше рецензий

RomanLina

Эксперт

такие мы незлопамятные, приходится все записывать

3 февраля 2023 г. 22:21

420

1 Да, я слышал про Дишиноред. Это была отличная идея добавить в Марио телепортацию

Ни для кого не секрет, что экранизации компьютерных игр - вещь на любителя. Стороннему человеку обычно либо просто неинтересно, либо слишком сложно - и это провал. Фанатам игры получившийся фильм обычно тоже не нравится - то основную идею исказят, то атмосферу не передадут. Книги по играм (а данное произведение есть часть вселенной игры "Dishonored"), к сожалению, из той же категории - в особенности если за них берется не автор или сценарист игры и даже не фанат, а некий "ноунейм с наградами". 

В случае с Адамом Кристофером это чувствуется особенно сильно. Не знаю, чего добивались издатели, включив в книгу раздел "Об авторе", но лично для меня все встало на свои места. Я перестала ломать голову над "почему же так плохо", а стала констатировать "вот почему так плохо". В этом самом разделе объясняется, что Адам молод, писал какую-то там фантастику, подготовил несколько новеллизаций сериала, ну и ещё его можно найти в Твиттере (а псевдоним у него там содержит слово"ghost", что, по-моему, не должно афишироваться серьезными писателями).

И все. Как он связан с игрой "Dishonored", по вселенной которой он взялся писать книгу? Никак. Причины, по которым именно его пригласили в этот проект, прямо вытекают из всего, что мы узнали об авторе: опыт работы с адаптациями имел, фантастику уже писал, от компьютера в силу возраста не шарахнется.  Достаточно ли этого, чтобы получилось хорошо? К сожалению, нет, и список проблем у данного произведения очень большой:

- автор не знает героев, о которых пишет: для того чтобы скрыть это, он придумывает новых, но они действуют совершенно не по правилам мира, в котором оказались;

- автор не знает мир, о котором пишет: поверхностное знакомство с игрой привело к тому, что в книгу попали только внешние либо лишь отдаленно напоминающие игру элементы;

- автор не понимает разницы между игрой и книгой: в игре можно рассказать историю в основном посредством коротких кат-сцен или текстовых фрагментов - при увеличении их объема игроку становится скучно; книга как раз может стать "длинной кат-сценой" и рассказать все то, что нельзя органично передать в формате игры;

- автор рассказывает "не про то": сюжет книги не закрывает пробелы, оставшиеся в головах игроков после прохождения "Dishonored", и не будет иметь последствий для "Dishonored 2" -  книга получается бессмысленной и пустой.

Чтобы разобраться в том, как именно вышеуказанные проблемы проявляются в тексте, необходимо понять, о чем же был первоисточник.

o-r.jpg

Действия игры происходят в вымышленном государстве, Островной империи, напоминающей Англию XIX века - здесь также произошла промышленная революция, только основным источником энергии является китовый жир, ворвань, и на его добыче и применении сосредоточены силы большинства жителей. На ворвани здесь работает все - лампы, пистолеты, железные дороги, равно как и любые другие механизмы. Раньше жители островов верили в Чужого - божество, живущее в Бездне - альтернативном измерении и источнике сверхъестественных сил. Но теперь эта вера под запретом, и существует религиозный орден, цель которого - оградить жителей от влияния Чужого. Мы попадаем в мир во время правления императрицы Джессамины Колдуин, которая пытается справиться с эпидемией крысиной чумы, охватившей столицу империи, город Дануолл. 

Наемник по имени Дауд убивает императрицу и похищает её дочь Эмили, наследницу престола. В убийстве обвиняют её лорда-защитника (телохранителя) Корво Аттано - он становится козлом отпущения в заговоре, целью которого была передача власти главному шпиону Империи. Но Корво оказался живуч и ловок - он сбегает из тюрьмы перед самой казнью и начинает последовательно уничтожать всех, кто был виновен в убийстве императрицы. Помимо восстановления поруганного имени (собственно, название игры - "Обесчещенный" - именно об этом) у него есть и личный мотив - Джессамина была его возлюбленной, а Эмили - их  дочь. Для выполнения цели кроме отличных боевых навыков (лордом-защитником просто так не становятся), у него появляются сверхъестественные способности. Корво наделяет ими Чужой: по его мнению, Корво сыграет ключевую роль во всех следующих событиях, а потому кажется ему интересным и достойным "метки". В конце игры Корво, конечно же, всем отомстил и дочь на престоле восстановил.

o-r.jpg

Выше были приведены только завязка и финал истории, рассказанной в игре - потому что все детали зависят от игрока. Как Корво будет разбираться с обидчиками дочери? Какую месть выберет для убийцы любимой женщины? Как поступит с узурпатором и предателями? Все это - осознанный выбор игрока, от действий которого изменится мир, в котором предстоит жить персонажам в дальнейшем.

Протагонистами в истории, которую расскажет нам Адам Кристофер, будут Эмили Колдуин и Корво Аттано. На обложке книги изображены те же люди, что и на картинке выше, только спустя 15 лет.

Эмили теперь 25, она взрослая девушка и настоящая императрица. Какой была маленькая Эмили? Даже с поправкой на возраст - серьезной. Осознавала свою ответственность и готовилась к ней. Конечно, она переживала смерть матери, но это её не сломило, как и полгода, проведенные в заточении в публичном доме. После освобождения она продолжит учебу, чтобы стать хорошей императрицей. Будет интересоваться делами Корво (а в случае, если игрок выберет агрессивный вариант прохождения, невозмутимо спросит "скольких убил сегодня?"). Попросит его обучить её тому, как защитить себя. 

Выросла ли Эмили по мнению Адама Кристофера? Нет. Мало того, она ещё и умудрилась стать куда более инфантильной и несдержанной, чем была в 10-летнем возрасте. В глазах автора мы видим типичного подростка в короне из западных комедий, чья мотивация стара как мир -"Princesses just want to have fun". Причем, руководствуясь той же логикой о "типичной принцессе", у Эмили появляется парень и двойная жизнь.Что могу сказать? Круто. 

Корво в истории Кристофера даже спустя годы все ещё самый сильный боец в империи за счет своих навыков и сверхспособностей, но - теперь он еще и самый умный. Если когда-то давно политики обводили его вокруг пальца и использовали в своих играх, то теперь он - их, потому что Корво занял место главы Тайной канцелярии (именно его предшественник на должности и захватывал власть 15 лет назад). Он совмещает и должность лорда-защитника, и главы шпионов, чтобы выполнить свою основную миссию - отцовскую: никто не должен навредить его девочке.

Звучит все это хорошо и даже логично. Только совпадает ли все это с реальностью, которую описал Кристофер в своей книжке? Нет, вышеперечисленное соблюдается лишь номинально. Он, может, и занял две крутые должности, но на самом деле его планы и операции вечно проваливаются, дочь постоянно сбегает из-под охраны, а ему приходится бежать и спасать ее. Но Корво уже дед, которому трудно пробежать лишний метр, а сверхспособности только выпивают его жизненные силы до трясущихся коленок. А ещё он кофе кружками хлещет, тахикардия, вот это вот все, ну что вы пристали к нему, не мальчик ведь! Корво сам в тексте на это жалуется. Я бы, может, и поверила, но - спустя год после описываемых событий, во второй части "Dishonored" этот доходяга  выглядит вот так:

o-r.jpg

Если какая-то незваная гостья к нему и заявится, то это будет не Смерть с косой, а я вот с такими (♡_♡) глазами - потому что нельзя быть настолько шикарным. За него можно будет поиграть, и он не будет уступать в силе ни одному противнику. Да, Корво уже не молод, но опытен. Более чем опытен.

Антагонисты  целиком придуманы автором и просто вставлены в нужные декорации. Помните, что императрицу убил человек по имени Дауд? Он весьма непрост, потому что, как и Корво, был отмечен Чужим и мог пользоваться силой Бездны. Такой убийца может перенестись к жертве за секунду, а потом буквально раствориться в воздухе. Но Дауд был не только способный, он был ещё и нежадный - собрал команду убийц и поделился с ними силой. Представляете, насколько нет шансов у того, кто встал у них на пути? Если он не Корво Аттано, конечно же. Свою команду он называл "Китобоями", потому что они носили соответствующие костюмы с полностью закрывающими лицо масками, что работало и на устрашение, и на узнаваемость.

Но, к сожалению, не сам Дауд будет иметь место в повествовании, а Галия Флит - одна из членов его команды. Тогда, 15 лет назад, она была всего лишь новичком, но даруемую Даудом силу пила как наркотик, а ещё мечтала дорасти до должности "правой руки" главаря Китобоев. Не свезло - почти сразу после убийства императрицы Дауд пропал, команда распалась, а Галия осталась за бортом истории.

Второй и главный антагонист - буду пока звать его Босс - некий странник, также как Корво и Дауд умеющий использовать силу Бездны. Он собирает бывших и набирает новых Китобоев, делится с ними силой, чтобы они помогли ему в исполнении Великого Тайного Плана.

Со знакомства с ним и начинается книга. Человек в шинели и широкополой шляпе (???) бредет по тундре среди снега и ледников (???) с 2 пленниками на цепи. Это Босс, он только что сбежал из тюрьмы, прихватив с собой надзирателей в качестве корма для хищников. Спустя несколько лет он заявляется в бордель, в котором работает Галия - первая (с конца) в списке Китобоев, но единственная, кого Боссу удалось найти. Он показывает ей свою "молодецкую удаль" - что он, как и Дауд когда-то, с помощью сил Бездны может ловко телепортироваться, правда, сквозь зеркала. Галия очарована этим чертом до глубины души и срочно набирает новеньких Китобоев, над которыми она теперь будет главной.

Первое задание Босса скорее напоминало пугалку в детском лагере - "сходи на кладбище и принеси мне гроб, ууу".  И веселая компания во главе с Галочкой идут и копают, но проверку на испуг все же не проходят - вместо 7 запрашиваемых домовин им удалось утащить всего 6. Приходится идти и каяться. Босс же, хотя и переехал из суровой тундры в дануоллский климат (туманы Лондона будут его идеальным описанием) не снял ни шинели, ни шарфа, ни, прости господи, шляпы своей широкополой. В своем докладе Галия последовательно проходит несколько стадий, которые лучше чего бы то ни было описывают, каким человеком она является.

Первая - "Не виноватая я!". Для начала она подметает хвостом пол: "Мы принесли меньше, чем надо, но нас спугнули, мы не при чем!". Босс проявляет великодушие: "Да пофиг, ты умничка, Галия, от души лидер и женщина-кошка". Галия расцветает, как цветочек. Жадный цветочек.

Она почувствовала, как сердце глухо стукнуло в груди, а в голове прояснилось.
Она молодец. Она его порадовала.
А это значило... что ей заплатят. Снова дадут воспользоваться силой. 

Это позволяет ей перейти на следующую стадию под названием "Маловато будет!". Оказывается, задание, которое дал ей Босс - пойти на заброшенное кладбище в вымершем квартале без единого забора или охранника и выкопать гробы - стоило ей нереальных сил! Вот раньше-то у Дауда были задания - живых людей убивать-обворовывать, вот было время, легче легкого было! А тут:

Они многим рисковали, чтобы привезти ему шесть гробов - не говоря уж о том, что им пришлось несколько часов работать в темноте, под дождем!

Серьезно, Босс, ни стыда ни совести! Где полный соцпакет, где молоко за вредность? Эти мысли приводят Галию в новую стадию - "Тленность бытия".

- Что мы делаем? Зачем все это?  - спросила Галия. - Ты хочешь, чтобы мы тебе помогли... Нет, тебе нужна наша помощь! Но зачем? Грабить могилы? И только? 

Вот те раз - оказывается, гробы это уже "только". А главное - она же наемник со стажем, неужели она не усвоила простой истины: "кто за девушку платит, тот её и танцует"? Неужели Дауд не научил? Но она с настойчивостью дятла пытается выбить из Босса необходимое ей признание, а он, к слову, пока что за все их услуги заплатил, причем авансом. Босс проявляет чудеса дипломатии и говорит ей, что все эти гробики - только начало, а главное - "Галия, девочка, ты только посмотри как ты расцвела! Ты ж мечтала быть во главе Китобоев - вот ты уже во главе! Смотри, еще шаг - и весь город снова вас боится! А потом вообще весь мир под свою пятку поставишь". 

И тут Галия переходит на следующую стадию, которая уже называется "Мания величия". 

Он мог дать ей то, что она хотела...
Нет. То, чего она заслуживала.
Силу. Она хотела её и намеревалась ее получить.
Сейчас же.
Босс был глупцом. Глупцом, который говорил загадками и полагал, что может приказывать Галии. 

Какова, а? А началось-то с чего - пришла голову пеплом посыпать, потому что не справилась и испугалась. А к чему пришла? Я же на протяжении этих 5 страниц сидела с лицом вот этого человека:

o-r.jpg

Отсюда Галочка переходит к активным боевым действиям. Весь разговор происходит в кабинете на китобойне; Босс стоит у стеклянной стены, наблюдая за разгрузкой гробиков, в своем "тундраприкиде". Галия стоит у него за спиной и все свои гениальные фразы вкидывает с безопасного расстояния. Пока не понимает - вот он, шанс. "Я сзади, он в шляпе; да он и не заметит, как я его порежу".

Вопрос "как она будет выбивать плату с мертвого", который способны задать любые бандюги в любом сериале на НТВ, не приходит в эту светлую голову. Ну так она же не убьет, ладно, хорошо, напугает - только стоит-то Босс перед отражающей поверхностью! Как будто этого не достаточно, чтобы различать, что там у него за спиной делает Галюня, но мы-то помним, что этот черт как раз специализируется на телепортации сквозь зеркала! Надо ли говорить, что затея обречена на провал? 

Босс церемониться с недостаточно преданной подчиненной не стал - Галии крепко досталось за её глупость. Но тут уж, видимо, у него самого взыграл внутренний Бэтмен - и он решает дать своеобразный ответ на все Галочкины "почему".

- Меня зовут Жуков, - сказал Босс. - Я - герой Тивии. Я пришел сюда, чтобы спасти мир. 

Ещё с пролога меня не покидало чувство смутной неправильности происходящего. Тундра, холод, тюрьма, шинель эта.. Чем-то знакомым, но от этого не менее неприятным все это попахивало. И теперь наконец аромат раскрылся во всей красе. Клюква, старая добрая клюква, как давно мы тебя не видели. Босс в данной главе ограничится этой затравкой и целиком свою историю расскажет лишь в конце книги, а вот я, наоборот, поглумлюсь над ней сразу. Потому что такую великолепную чушь выдал английский писатель Адам Кристофер, что невозможно пройти мимо.

Что такое "Тивия" во вселенной игры "Dishonored"? Один из островов, часть империи, но с самостоятельным правлением - по идее, тоже монархическим. На севере острова достаточно холодно - океан вокруг замерзает, а крысы-переносчики чумы не выживают. Одновременно с этим на юге - достаточно тепло, чтобы выращивать фрукты и производить вино. Разработчики намешали в культуре и природе Тивии Скандинавию, Балтию и, разумеется, Россию (один из тивианских городов зовется Самарой, а автоперевод статьи с англоязычной вики вообще получился забавным - "Tyvia" в нем то наша"Тыва", то вообще "Тайвань"). Один из персонажей оригинальной игры - выходец из Тивии, и зовут его вполне по-русски Антоном Соколовым.

Что из всего этого вынес Адам? "Оh, Russia", но решил взять в качестве вдохновения не "vodka, balalaika, matryoshka" и даже не "Ra-ra-rasputin", а период попозже, видимо, пришедшийся на взросление самого автора. И прошелся по нему красивенько так, с размахом. Согласно его видению, принцы давно оставили Тивию, вместо них пришло демократическое правление Верховных судей, каждый из которых в отдельности будет зваться секретарем, и народного Президиума. Но, конечно же, такая демократия хорошей быть не может, и быстро превращается в военную диктатуру с "все равны, но кто-то равнее", и для поддержания настроений народа был избран "герой" - Бэтмен в зеленом плаще, творящий супергероические чудеса. Честное слово, так и не поняла задумки - вместо полиции и пожарной охраны на всю страну один чудик, что ли? Босс признается, что при всей положительности замысла в итоге он занимался контр-революционной деятельностью и бил недовольных.

И понял он наконец, что творит не добро, а лишь подпитывает власть ненавистных народу секретарей-судей, и поехал он тогда в столицу Империи, Дануолл, договариваться с императрицей Джессаминой, мол, "сделай нам обратно монархию, мочи никакой нету уже". И она, добрая душа, помогла бы, да только Дауд со своим переворотом очень невовремя благодетельницу убил. Мало того, что вся империя в хаосе, так еще и Жукова лично подставила! Посещение им Зала Народов становится роковой ошибкой - сбежать подальше от судей он не успевает, и те присылают за ним "операторов" (забавная калька на "оперов") - людей, лишенных гражданства, а потому не обязанных следовать правилу "не нападай на своих". Так Жукова отправляют в соляные шахты в тундре, в тюрьму, у которой нет даже стен - ибо заключенные юридически считаются свободными. Просто из тундры им уйти некуда; остров Тивия, видимо, настолько огромен, что одним плевком его не переплюнешь.

Как удалось "сбежать" Жукову (нет, ну автор хоть бы имя дал, разработчики игры же умели нормально!) - отдельная песня. Точную причину побега и его метод он раскроет много позже, а после вышеописанного избиения он в порыве вдохновения открывает Галочке, зачем ему-таки гробики. В них - кости. Из костей делают амулеты Чужому. Получают от Бездны плюшки. Метод рабочий и проверенный. Костей раздобыли достаточно, только кости эти - обычные. А вот чтобы получить плюшки побольше, надо раздобыть другие, волшебные кости.

Так Галюня и Ки получают следующее задание. Им необходимо пробраться в ведьминский склеп и натырить костей оттуда. Там их, конечно, пытаются ловить власти во главе Корво, но Галия, в этот раз единственная, кому дали суперсилы, телепортируется оттуда с заветным мешком. Китобои большей частью остались на поле боя, но да плевать - к следующему заданию предприимчивый командир наберет новых. И почему её раньше в руководители не ставили, интересно, она ж всегда как часики все операции отрабатывает?

И дает Босс, как в русских сказках, последнее и самое сложное, третье задание. Только теперь нужно пробраться в богатый особняк во время бала, на котором будет буквально вся знать империи и, судя по засаде на предыдущем деле, ещё и вся шпионская сеть и стража вместе взятые. Но в чем фокус - бал-то не просто бал, бал ещё и маскарад! И маски в нем выполнены настолько на совесть, что не поймешь, то ли зверь, то ли птица перед тобой. Нет, конечно, все друг друга знают, но "ночь чудес, отбросим титулы" - вот это вот все. Так что спрятаться в толпе Китобоям в масках будет легче легкого.

Спускаются Галия и Босс в подвал, и заполнен он исключительно огромным скелетищем кита - несмотря на то, что эти существа в принципе не маленькие, этот ещё и во много раз больше обычного. Босс объясняет, что это кости волшебного Левиафана - такие существа живут в Бездне. Хозяйка торжества рассказывает историю появления конкретно этих костей в конкретно этом подвале - реально, интересно же, откуда такое тут взялось, зачем тут хранилось и как это про него никто-никто не знал?  И тут берет слово моя любимая Галюня, проявляя чудеса логики:

- Ты сказал, что тебе нужна моя помощь, чтобы украсть кое-что скрытое в подземелье особняка Бойлов. Мы в подземелье. Прямо здесь. Может, уже хватит уроков истории? Пора заняться делом. Что нам нужно забрать? 

То есть - в первый раз Галия крала кости; во второй - тоже кости; что же придется красть в третий раз? И ладно бы там помимо костей хоть что-то было! Нет, подвал буквально создан под Левиафана и не содержит никаких больше предметов. Чтобы немного реабилитироваться в глазах читателей, Галия задает вполне нормальный вопрос "а как мы эту штуку потащим на своих хрупких плечиках", потому как она реально не одну тонну весит. Все равно глупый - вы ж магией телепортации обладаете, алло -  и Босс как раз и говорит ей, что он подготовился и ритуальчик быстренько проведет.

Он чертил геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, - наползающие друг на друга, соединенные прямыми и кривыми линиями. Все треугольники и круги пересекались с геометрической точностью, образуя в центре пятигранник, окруженный письменами. В середину пятигранника Жуков поставил первую свечу.
Галия склонила голову.
- Что это за рисунки? 

Классики, блин! А ты что подумала?

Нереальная глупость этого персонажа выписана филигранно - в неё веришь и ей даже восхищаешься. Но - по меркам автора и других его персонажей Галочка - умная! Достойная быть лидером и вести за собой людей. Вот как говорит о ней единственный старый Китобой в команде:

.. Жуков подчинил ее себе, заставил ее во все поверить.
Чем же он ее взял? Галия была умна - Ринальдо редко встречал людей умнее. В былые времена ... Ринальдо был мастером, а она лишь новичком. Но он видел в ней потенциал, талант, который раскрывался все больше...
Когда-нибудь Галия стала бы мастером. В этом Ринальдо не сомневался. 

В этом сквозит уважение. Настоящее уважение, невзирая на разницу в возрасте. Но тот факт, что Галия все же тупица, все же аукнулся ей в финале. Можно ли было верить словам Жукова - таким добрым, поддерживающим, терпеливым? Ведь Галия раз за разом была лишь в шаге от провала, а требовала взамен чересчур многого. Разумеется, противник коммунизма оказался из тех, кто мягко стелет, да жестко спать.

- Прошу тебя. Прошу. Ты обещал мне. Ты обещал мне все.
- Да, Галия. Ты хотела участвовать в этом, разделить со мной силу и победу. Я герой Тивии и человек слова. Ты получишь часть моей силы, которой ты так жаждешь.
... Одной рукой все ещё поглаживая Галию по щеке, он вонзил нож ей в живот. 

Сюрприз - Галочка оказалась очередными костями, из которых потом сотворится магия. Чем они круче костей ведьм или Левиафана? Хм, умные у нее кости, наверное. 

А чем же все это время занимались Эмили и Корво?

Все прошедшие 15 лет Эмили училась - быть наследницей Джессамины и дочерью Корво одновременно. Дни напролет - государственные дела.. а ночью - суровые тренировки наравне со всем шпионским батальоном отца. На 18 день рождения лорд-защитник даже подарок преподнес соответствующий. Войдя в тронный зал, Эмили увидела не огромный торт и не гору подарков, а лишь несколько настораживающую пустоту. Ммм, пранкеры, подумала я,- но тут из-за портьер вышли человечки с ножами отнюдь не официантского вида (все равно тут торта нет, чтобы его порезать). Но раскидала всех юная императрица. Вошедший Корво кивает головой и подтверждает: да, выросла девочка, достойна быть самостоятельной. (Если бы ты только слышал её мысли в процессе: "Ах, я всегда под стражей, как хочется глотнуть свежего воздуха, я же такая тренированная! Ой, чет стражи нет, где все? *справилась с убийцами и видит довольного Корво*  Чем ты думал, меня могли убить!") 

И к 25 годам такая суровая подготовка вылилась в возможность быть собой. По ночам, гуляя по крышам своего города. Узнавая его со всех, даже не самых приличных, сторон. В тот раз она как раз добежала до самого края - до вымершего района с заброшенным кладбищем посредине... Разумеется, тем самым, с которого Галия воровала гробы. Возмутилась душа императрицы - "я все для них, а они воровать??", всколыхнулась душа дочери лорда-защитника - "и я это вот так оставлю?". Не зря же старался Корво. Вот только спугнул Эмили прежде незамеченный ею подельничек воров, стоящий на стреме, и дальше намерения не пошло:

Ей вообще не полагалось здесь находиться - и уж точно она не могла здесь погибнуть. 

Сбежала императрица кароч. Да только кто ж знал, что черт с балкона - это Корво? Он, конечно, дочь воспитал, и проверил, и позволил поверить, что доверяет - но императрица у Островов все-таки одна. Поэтому пока она сбегает по ночам из башни, он тихим сапом бежит за ней. А в этот раз и правда что-то интересное наклевывается - он уже почти решает доделать то, от чего отказалась дочь, только вот... один из воров носит костюм Китобоя... Дауд вернулся? Смертельного врага Корво решает встретить лицом к лицу. И тот, хотя ниже ростом и вообще чет не похож, в телепортационную дуэль вступает смело. И Корво... выдыхается?  Пара телепортаций - и все, сердечко шалит, искры перед глазами, ещё и лекарство забыл... 1:0 в пользу Галочки.

Утром два конспиратора - "Стража заметила расхитителей могил" - "Дааа, наша стража такая крутая" - собирают экстренный совет из верховного жреца и какого-то пацана, дружбана Эмили, о роде деятельности которого ей самой ничего не известно. Решение простое как три рубля - поставить у каждого кладбища по стражнику, а что остальной город без охраны, так то мелочи. Но нужны особые меры - и Корво тихонько так собирает отдельное совещание, без дочери. Только вот.. зачем? Он ведь знает, что она знает. И что просто так не отступится. Но нет, видимо, родительское сердце слепо - приставим к комнате охранников побольше, авось и не сбежит никуда. Вариант "возглавить балаган" и проверить наконец дочь в настоящем деле - с подстраховкой, разумеется - вообще в голову не приходит. Жаль. Не знаю, клише это или жизненный факт, но даже книги и фильмы миллион раз подтверждали - диалог и доверие от многих необдуманных поступков спасли бы. Если бы были. 

Но нет, не в этот раз - и Эмили приходится добывать информацию с помощью мастер-ключа от всех дверей и мантры "я не ворую, я тут хозяйка". Проходит она в комнату Корво, а там целый штаб развернут. И все доклады и планы висят тут же, на стене; подходи, доченька, знакомься. Соблазн слишком велик - и девочка бежит в одиночку в самое логово бандитов. Чего он добивался, я не понимаю...

Если на первую операцию костюм Китобоя был только на Галюне, то теперь все черти его носят - командная этика. Смотрит на них Эмили и не понимает, маскарад у них, что ли..

Форма и маска о чем-то напоминали Эмили, но она не могла понять, почему они кажутся ей знакомыми...

Да только 10-летняя Эмили видела их не в самый лучший день своей жизни. Когда прямо на глазах была убита мать, а саму ее похитили. Буквально 5 минут спустя:

Она подняла глаза и отпрянула, наконец-то поняв, где раньше видела эту униформу. И маску - да, именно такую маску... Этот образ навсегда запечатлелся у нее в голове. 

Как сочетаются эти две мысли в одной голове, я не понимаю. Настолько навсегда, что забыла? Спасибо, Адам, а я-то думала, что только Галюня у нас с приветом. 

В результате Эмили идет на второе задание вместе с запечатлевшимися Китобоями - и Корво опять приходится бросать все дела, чтобы только спасти эту "сами с усами". Что поделать - при одном взгляде на Жукова у Эмили, да и у самого Корво тоже, начинает кружиться голова. Полностью поддерживаю - шинель эта со шляпой, модные эксперты в ужасе, аж самой плохо. Приносит он дочь домой, а та утром думает: "Во я крутая, даже без сознания домой пришла". Ага. 

В похождениях Эмили удается добыть новую информацию - "преступники в городе". И она, считая себя человеком зрелым и опытным, чтобы решить все то, над чем тайно работал Корво с командой на протяжении n дней, за счет одного указа, собирает всех начальников силовых структур - и отца, естественно, тоже - и объявляет: "Я закрываю город". Мысль -  пацанов еле на кладбища хватило, а тут весь город хороводом оцепить - что затея неидеальна и стоило бы для начала посоветоваться хотя бы с тем же отцом (кому доверять, если не ему?) в голову императрице так и не приходит. Но Корво взял и задавил авторитетом. Мол, сам все решу. Эмили такая - "точно?". Он отвечает - "зуб даю". И она, невзирая на потерю лица, выдыхает счастливо и идет заниматься своими делами.

Какие могут быть дела помимо поимки воров? Может, государственные? Не угадали. Бал скоро. "Лючший в Москве!". В тронном зале ставят столы от стены до стены и сажают портных - те должны обшить всех придворных, да так, что с ума сойдешь от сложности наряда. Лежат кучи образцов, сияют и манят. Весь двор в предвкушении ковровые дорожки топчет, проходу портным не дает. В чем минус - императрицам на бал ходить не положено. Нет, она не наказана, просто традиция у них такая. И ходит Эмили по дворцу и страдает.

В конце концов она нашла тихую нишу и немного постояла там, рассматривая гигантский портрет одной из своих предшественниц. Она прочитала табличку, прикрепленную к раме.
- Императрица Лариса Оласкир, 1783-1801, - прочитала она. - Хм. И тебя тоже лишили маскарада. 

Тут должна быть картинка "никакого праздника", но не буду злорадствовать, просто посочувствую. Потому что какой такой традицией можно это объяснить? Это ж всегда было так почетно для любого хозяина торжества - когда сам император заглядывал. На пять минут, без особой охоты, но круто ведь! Везде и всюду, кроме Островной империи. Мазохисты они там. Придворные перед балом все в тронном зале собираются, выпивают по бокальчику - а потом счастливые по домам, костюмы надевать. Ну что вы душу человеку травите?  И шьют во дворце, и пьют во дворце, а потом сбегают веселиться по-настоящему. Представляю, какая гулкая тишина повисает в огромном пустом здании, и правда становится как-то несмешно..

Ну да от образцов костюмов есть своя польза - никому-то до них дела нет, кроме Эмили. Выбрала себе костюмчик и ушла на бал. Корво там стражу какую-то ставил, мужика любимого под нос подсунул, да только никто не остановит женщину, которой хочется вечеринку. Приходит, здоровается с хозяйкой - и Корво такой: "О, доченька". Потому что кое-кто не догадался снять императорское кольцо, единственный дубль которого - на пальце самого Корво. Нет, тот Эмили не палит, просто снимает агентов с основного задания следить за ней. Ну да, больше ж заняться им нечем. 

Откуда здесь агенты? Маскарад, напомню, проводится в том самом поместье, где в подвале огромный Левиафан. А вся знать собралась и требует усиленной охраны в условиях возможного нападения - но не отменишь же бал, все расстроятся. Корво считает, что получится

схватить по меньшей мере половину предводителей Китобоев.

Учитывая, что предводителей у них двое - Галочка и Жуков, то Корво реально прокачался в навыках дипломатии. Одно дело  - "схватить 1 врага", а совсем другое - "схватить 50%"...  Корво подготовился - как только появятся Китобои, он включит в динамиках "очень плохую музыку" - она лишит их доступа к сверхъестественным силам, а уж без них они беспомощны будут, как младенцы. Не рассчитал Корво только одного - что и сам  вообще-то под музыку попадет... Как итог - скрутило его так, что чуть не умер, Эмили поймали, вся знать в ужасе -когда шпага в ребра утыкается, о чем еще думать, как не о нарушении традиций - только вот Китобоям хоть бы хны, не действует на них музыка. Напугали аристократов, украли Эмили(её снова тошнит от прикида Жукова) и кости заодно. План - бомба, всем советую. От первоначального плана Эмили толку тоже было бы ноль, но и доверие в итоге не оправдалось. 

И вот наконец финал, катарсис, объяснение всех необъяснимостей и мотивации коно- костекрадов. Жуков рассказывает Эмили свою душещипательную историю и объясняет, что "если бы Джессамина не умерла, как сыр в масле бы катались". И вот он переплавляет кости Левиафана и Галочки в зеркало (не спрашивайте), в котором отражается любой возможный момент времени. Прошлое, настоящее, будущее, возможное будущее при изменении прошлого...Тьма возможностей. А почему, интересно, Корво не додумался до такого варианта? Он ведь тоже Чужим отмечен, че он телепортацией баловался, когда мог спокойно прошлое изменить, дурачок?

И тут происходит поворотный поворот сюжета - оказывается, метки Чужого у Жукова нет! Не прикасалось к нему божество никогда, не дарило силу. Он просто в тюрьме сошел с ума, зарезал товарища, слепил из его костей игрушку - и Преисполнился! И настолько наловчился из костей амулеты стругать, что и тундру перейти, и прошлое изменить для него пустяк. Даже Чужой менять ничего не способен, а Жуков - пожалуйста...

Совместными усилиями два эксперта модного приговора, превозмогая слабость от одного вида Жукова, разбивают зеркало. Но не тут-то было -

Фрагменты зеркала, звеня, подобно колокольчикам, поднялись в воздух перед ними. Они не сложились в новое магическое зеркало, а образовали цилиндр

Я настолько устала от данного произведения, что подумала, что произошло буквально это:

o-r.jpg→→→→o-r.jpg

И что я так зациклилась на этой шляпе.... 

Но Эмили корону носит не зря и находит решение проблемы: выхватывает из одного из осколков возможного будущего нож - реально, если все варианты возможны, то как это может не быть будущего без маааленького ножичка? Нож в печень - никто не вечен, даже если ты повелитель времени и пространства. Хэппи энд.

Прелесть всей этой книги в том, что данного сюжета просто не могло существовать во вселенной "Dishonored":

(продолжение - в комментариях)

Идолу#2 , который познакомил меня с игрой; и Мишеньке, однокласснику-геймеру, в которого я когда-то была влюблена. Когда я спросила его про эту игру, он так авторитетно сказал: "А, Дишиноред. Хорошая игра", что я не могу перестать улыбаться всякий раз, когда читаю ее название. Геймером-то он может и был, а вот англичанином вряд ли...

Комментарии


1. Сверхъестественные способности - дар, а не бремя.Причем дар очень редкий. По-настоящему пользоваться ими могут только отмеченные Чужим. Телепортация - общая плюшка для всех отмеченных, но особенности есть укаждого конкретного носителя. Дауд умел делиться силой, например, а Корво может вселяться в других живых существ. Но здесь, по недосмотру автора, обычный человек получает абсолютную власть буквально ни с чего:

- амулеты, которыми Адам объясняет способности Жукова вкниге, в игре были просто "приносящими удачу".Монетку лишнюю найдешь или там пищей быстрее насытишься. Среди обычных людей их использовали в основном моряки - вырезали из костей пойманных китов или бивней северных моржей;

- "очень плохая музыка"- в игре её проигрывают с помощью особой шарманки - лишает доступа к сверхспособностям, любым, в том числе и к удаче от использования амулетов. На практике это означает, что придется положиться только на физическую силу. Все. Блокирует магию, а не высасывает силы. Бедного Корво зря всю книгу колошматило. А прихвостни Жукова должны были стать просто бомжами с ножами.

2. "Dishonored" - игра, предполагающая вариативность. Игрок сам решает, как ему разбираться спроблемами Корво - тихо-мирно или учинять скандал. А некоторые события вообще происходят с рандомной вероятностью, не зависящей даже от игрока. Лично мной было наиграно чистыми 79 часов - и опробована куча способов создать историю. Адам, видимо, осилил лишь одно прохождение и его же закрепил как единственно верное:

- бал-маскарад (на который не пускали Эмили) проводится "леди Бойл". В эпоху заговора, 15 лет назад одна из 3 сестер была любовницей узурпатора, но так филигранно шифровалась, что "кто конкретно" оставалось секретом для широкой публики. Богатая и влиятельная женщина была одним из столпов незаконной власти, а потому её необходимо было устранить. Но "кого" и "как" целиком зависело от игрока - можно было избавиться даже от всех сестричек, а можно было договориться с влюбленным в чужую любовницу аристократом, а уже тот увез бы барышню в деревню, коровам хвосты крутить (милосердие, ага). Адам же "высекает на камне" - любовницей была Уоверли, увезена за пределы столицы. Что думать игроку, у которого была другая реальность...

Кстати, в любом случае устранение этой барышни будет прокомментировано Чужим как "последний прием леди Бойл". Я наивно полагала, что это значит "семья лишится влияния в новой реальности, потеряет деньги, перестанет быть значимой частью политики империи". Адам понимает фразу куда более буквально - ну, Уоверли же уехала, никаких ей больше приемов. Зато оставшиеся леди Бойл возвращают маскарад обратно, делают его целью своей жизни и буквально самым крутым событием в жизни общества. Я же чувствую себя обманутой.

- среди персонажей фигурирует некто Джеймсон Карноу:

молодой сын бывшего капитана городской стражи Джеффа Карноу, который теперь счастливо жил в отставке вместе со своей женой, за что нужно было сказать спасибо самому Корво и племяннице Джеффа Карноу - кузине Джеймсона - Каллисте, бывшей няне Эмили.

Мало того, что это предложение словно плохой анекдот про "свата младшего брата бывшей тёщи по линии матери", так этот парень ещё и вообще непонятно, откуда взялся. Каллиста просит спасти дядю, потому что "больше у меня никого нет": официально сказано, что эти двое - последние в роду. А вот счастливое житье-бытье дядюшки зависит от игрока: можно и не спасать, можно ошибиться в спасении, можно лишь помочь спастись, можно целеноправленно спасти. Можно. Опять же - автор книги берет на себя роль создателя канона. Нельзя так, Адам, не здесь.

- Адам создает дружбу между всеми персонажами игры и Корво, почему бы и нет, собственно, 15 лет прошло. Леди Бойл его уважает (убил сестру - напоминаю), Джефф Карноу (вообще неизвестно, жив ли) тоже.. Автор добавляет сюда и Слекджова - раньше он был боссом банды, а теперь он"businessman" и помощник Корво. Только вот лорд-защитник мог его даже на кости для амулетов пустить... Мог. Мне не нравится, когда уже в третий раз автор делает что-то "единственно верным". Откровенно забив на все принципы игры.

Авторский стиль, если честно, меня тоже очень утомил. Сначала мне было просто скучно - потому что все персонажи говорят одинаково. Буквально различается только текст, а вот подача, манера, стилистика... Все как под копирку. Это напомнило мне ситуацию,как мы с девочками, когда были моложе и наивнее, увидели книжный конкурс с денежными призами - и решили что за 3 месяца ради 30к призовых легко напишем произведение мечты. Три сюжетных линии (по одной от каждого соавтора), куча персонажей при отсутствии времени на проработку хотя бы сюжетных арок. В итоге получились у нас болванчики, которые говорили то, что нужно было сказать для продвижения истории (и то, собственно, было сомнительно).

Кстати, как и Адам, мы использовали даты в начале главы, чтобы было понятно, "кто, где и когда". Только вот не самый это удачный прием, на мой вкус - это должно быть ясно из текста и без прямых маркеров, мы же не в псевдо-документальных детективах с 5 канала. Очень много избыточной информации вложено в эту дату, зато очень много не доложено в текст. Я не помню дату, когда началось восстание в первой части"Dishonored". Не знаю точной даты начала второй части. Да и зачем - я же вижу по персонажам, что они выросли, значит, сколько-то времени прошло. Где там был 1837, а где 1852 - какая к лешему разница?

Чтобы связать книгу с игрой помимо имен персонажей Адам пытается вставлять детали из игры в повествование, вот только смотрится это неуместно. Например, в 1 главе Галочка пьет - и не абы что, а виски "Старый Дануолл". Да, такая марка была в игре - только имеет ли это смысл для читателя кромебанального узнавания? Важно считать идею - боль, связанная с прошлым, настолько велика, что ломает героя, и его спасением становится бутылка. У Адама же получается дешевый продакт плейсмент в духе небезызвестного шедевра:

Ironiya_sudby-r.jpg


Переводчики тоже постарались, чтобы добавить моим глазам боли. Выше я рассказывала про леди Бойл: зовут сестричек "Esma", "Lydia" и "Waverly". Если с Эсмой накосячить было трудно, а с Лидией - вообще невозможно (из-за наличия прямого русского аналога), то на Вейверли оторвались сполна. Можно было перевести это как Уэйверли, возможно, но вот уж никак не Уоверли. Пришлось даже лезть-гуглить, кто это, пока до меня не дошло. Оригинальная игра переведена лишь с помощью субтитров, в которых и закрепилось "Вейверли", что подтверждалось и на слух. А еще в одной и той же главе бывший бандит зовется то Слэкджов, то ни с того ни с сего Слэкджоу. "Уоверли" хотя бы глупость перманентная,а не временная, что на контрасте как-то приятнее.

К сожалению, эта книга просто не должна была выйти в том виде, в котором вышла. Потому что даже на уровне коммерческого проекта не выполняет ни одной возможной задачи:

- она не может привлечь новых игроков во вселенную игры благодаря своей несамостоятельности. Стала бы я тратить время и деньги на игру, только чтобы понять нелепый сюжет плохонькой книжки? Любой рациональный читатель миллион раз подумает.

- она не интересна фанатам и бывалым игрокам,потому что не углубляет их знания о мире игры. Приятно вернуться в любимую вселенную, конечно. Но это нечто на уровне OVA к аниме - только хуже. Бессмысленнее.

- если бы этой книги все-таки не было, то ничего произошло бы. Она незакрывает какие-то "провисающие аспекты" в переходе от 1 части ко 2.Она не дает ответов. И без неё сложится цельное понимание истории. Тогда зачем читать?

Был ли другой способ решения задачи "выпустить книгу по "Dishonored"? Новеллизация оригинальной игры - вещь изначально обреченная на провал из-за богатой вариативности прохождения. Поэтому автор пошел по пути создания оригинального сюжета. Но вот выбрал он не ту историю - и слишком заигрался с оригинальностью. А можно было рассказать цельную историю некоторых персонажей. Например, Корво Аттано.

В игре его биография упоминается фактами и вскользь, а ведь можно было собрать из них цельную историю, полную и приключений, и любви. Как мальчишка из бедного квартала в Серконосе стал лучшим фехтовальщиком и поступил в гвардию герцога? Как оказался в столице? Как родились их чувства с Джессаминой? Если автору так уж хотелось затронуть период между играми, то данная история тоже подходит. Как человек, привыкший драться и убивать, будет помогать налаживать мирную жизнь? Как будет работать с теми, кому только недавно противостоял - с городской стражей, церковниками? Как сможет скрыть, что тронут Бездной, причем не только от инквизиторов, но и вообще от всех? Как сможет помочь в правлении Императрице? Как он поможет юной Эмили пережить утрату? Как сам переживет тот факт, что любимой женщины больше нет?

Последние вопросы автор неплохо так поднимает в прологе. Более того - очень даже хорошо, эмоционально. Делая аллюзию на первую сцену оригинальной"Dishonored". Когда думаешь - все хорошо, а потом понимаешь, что ничего не будет прежним. Здесь автору даже удалось попасть в характеры, что Эмили, что Корво. Почему вышло здесь и не вышло во всей книге? Повторюсь - это первая же сцена игры. Автор ещё всматривался в героев первые 15 минут, а потом, видимо, проматывал записи прохождения (я на 100% уверена, что сам он не играл), отчего и запомнил только кусочки, из которых и составил потом собственный пазл.

Можно подумать, что Адам Кристофер - ленивый и не заинтересованный в мире,в который ему пришлось окунуться, но думаю, скорее, он просто не справился с амбициями разработчиков игры. Ему не хватило времени на погружение в мир, чтобы успеть придумать еще и что-то свое. Судя по следующим книгам серии ему стали давать куда более конкретные и менее ответственные задания - адаптировать сюжет дополнений к игре в книги. Именно адаптировать, а не придумать с нуля, и то, что не касается напрямую основных частей. Но лично я вряд ли дам ему ещё один шанс. Лучше в очередной раз переиграю.

Всем, кто не играл, я действительно советую это сделать. Прошло более 10 лет с момента выхода, но графика игры не кажется устаревшей за счет выбранного стиля, а сюжет вообще вне времени. Нет возможности поиграть - можно посмотреть видеоэссе. В них максимально доступно и очень красиво разбираются аспекты игры. Мое любимое, например, вот эта "Формула шедевра" от TVG. Ну или хотя бы можно посмотреть артбук по игре или картины нашего, так сказать, соотечественника Антона Соколова.

Это вселенная, которая стоит погружения.

Спасибо всем, кто дочитал. Мне было очень важно донести, насколько эта книга не передает красоту оригинала.


Писать новеллизации по хорошим играм почти всегда - дохлый номер. Как вы справедливо заметили, хорошие игры предполагают вариативность прохождения, в результате у игрока получается свой герой. Пока что, если честно, ни у кого этот фокус не получился, но лавры Ведьмака (и баблосики) издателям спать не дают. Они только почему-то не учитывают, что Ведьмак был до, а не после.


Спасибо за комментарий!

лавры Ведьмака (и баблосики) издателям спать не дают. Они только почему-то не учитывают, что Ведьмак был до, а не после.

Вы абсолютно правы, книги Сапковского - замечательные, получившаяся на их основе игра - тоже, а в наше время их слава так перемешалась... Я в свое время именно из-за восторженных отзывов об игре прочитала все книги серии, возможность поиграть появилась позже.

Искренне не могу понять разработчиков - хоть бы одна из новеллизаций была коммерчески успешным проектом! Рейтинги довольно низкие, продажи тоже невысоки (например, в случае "Порченого" тираж так и не распродан с 2017 года). Да тот же Ведьмак, несмотря на гремящую славу игры, получил нормальные обложки только после выхода сериала; у меня на полках издания 2016 года с какими-то седовласыми фотожабами вместо персонажей.

В принципе эта книга действительно заставила меня обратиться к игре - чтобы убедиться, что "в каноне было не так". Только смысл? Таким игрокам, как я, покупать больше нечего (все части игры и дополнения были приобретены до прочтения), а менее заинтересованным и совсем не знакомым с игрой книга эта как пятое колесо. В общем, скорее всего, ни на какие новеллизации я больше не поведусь:(


Просто восхитительная рецензия!

Спасибо огромное!!!