Больше рецензий

5 января 2014 г. 00:29

143

5

Продолжаю знакомство с Бёллем. Еще один роман, почти такой же грустный и безысходный, как и "Бильярд в половине десятого". Послевоенная Германия, безрадостная жизнь женщин, оставшихся вдовами после гибели на фронте их мужей, дети, видевшие отцов только на фотографиях и озабоченные "безнравственностью" собственных матерей - все это оставляет довольно тоскливое впечатление. Большинство героев - люди с искалеченной судьбой, скучно и бессмысленно проживающие (или доживающие?..) свои жизни, ибо самое лучшее, что было у них (любовь, дружба) уже ушло, безвозвратно исчезло со смертью любимых людей.

Особенно жаль Неллу. Скука и одиночество, бесконечные сожаления о прошлом, о счастливой жизни с погибшим мужем (вечно молодым, улыбающимся на портрете Раем) - вот ее удел. От этого не спасают ни шумные вечеринки, ни многочисленные поклонники - она просто застряла в прошлом, в мечтах, в смонтированном ею самой "фильме" с хэппи-эндом, лента которого внезапно оборвалась. Ничто не интересует ее, даже сын не пробуждает в ней интереса к жизни. Ее жизнь кончена. Нелла на самом деле не живет, она просто "актриса", доигрывающая свою роль и расточающая чудесные улыбки в фильме, который стал для нее совершенно неинтересен. По-моему, это самый трагический персонаж во всем романе.

В отличие от Неллы, которой нужно всё или ничего, Альберт и Вильма более твердо стоят на ногах, у них более трезвый, житейский взгляд на вещи, и они согласны довольствоваться малым. Жениться на женщине, которую вообще-то не любишь, но ради счастья ребенка - почему бы и нет?.. Или фактически "продать" себя нелюбимому человеку ради благополучия своих детей?.. Разве это такое уж большое преступление?.. Но я рада, что именно этим героям автор, в конце концов, действительно дает маленькую надежду на счастье...

Ко второму роману Бёлля уже несколько по иному воспринимаю его авторский стиль. Так, постоянные повторы одной и той же фразы (мысли) в разных вариациях уже не напрягают, а наоборот, создают атмосферу романа - например, постоянные воспоминания Мартина и Генриха о "гадком" слове, сказанном Вильмой кондитеру и случайно услышанном мальчиками, ясно показывают их мучения, вызванные "безнравственным" поведением своих матерей, которое осуждается обществом. А постоянно возникающий в тексте образ "улыбающегося ефрейтора, унтер-офицера, фельдфебеля" передает тоску Вильмы и Генриха по мужу и отцу, по неосуществившейся счастливой семейной жизни... Это "мечта о жизни, которая не была прожита и никогда не будет прожита, ибо время, для нее предназначенное, безвозвратно ушло."

После прочтения романа остается чувство какой-то щемящей грусти и бесконечной жалости к персонажам... Бёлль великолепен. Обязательно буду продолжать знакомство с его творчеством.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка"

Комментарии


Я благодаря этому роману как раз ощутила (именно ощутила), что такое это "потерянное поколение". Все там как будто в тумане каком-то живут, который все никак не рассеется...

Великолепный автор. Здорово, что эта игра позволит многим познакомиться с его творчеством.