Больше рецензий

2 февраля 2023 г. 00:06

252

4.5 "Сами будто загублены, а на лицах их - свет"

Хороший сборник, который со всех сторон даёт оценить многогранный талант этого непростого ирландца. Тут и главная работа "В ожидании Годо", и апокалиптический "Эндшпиль", и одна из немногих политических пьес "Катастрофа", посвящённая Вацлаву Гавелу, и некоторое количество экспериментальных театральных зарисовок, интересных, пожалуй, разве что театральным режиссёрам. Завершает всё это новаторская даже сейчас и структурно сложная пьеса "Элефтерия" про обретение свободы через отказ от исканий. Для полноты картины не хватает разве что "Последней ленты Крэппа" и обязательных "Счастливых дней" (за её отсутствие и снизил оценку).

Очень сложно написать о Беккете в короткой рецензии. Это человек, заслуг которого хватило бы на двоих с лихвой. Он не только стал основоположником театра абсурда (вместе с Ионеско), но и создал в своих пьесах ни на что не похожий формат диалога со зрителем, который требует от этого зрителя хорошего уровня подготовки.

Его основной труд, пьеса "В ожидании Годо", в котором два человека в пустынной местности безрезультатно ждут прибытия третьего (Годо) сильно пропитан отсылками к Библии. Причём даже в тот момент, когда читатель видит это (а НЕ увидеть ряд отсылок даже при очень посредственном знакомстве с первоисточником практически невозможно), полный смысл текста всё равно ускользает, потому что он зарыт слишком глубоко в этих отсылках. Для этого нужно вспомнить историю о двух разбойниках, распятых вместе с Христом, и некоторые евенгельские притчи. И вот тогда, сопоставив все детали этого пазла, можно прийти к идее о дарующей надежды природе Божьей милости и неслучайной случайности человеческих судеб. "Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:1−13)".

Много Библейских отсылок и в "Эндшпиле" - мрачной пьесе о том, что человек с самого рождения движется к своему закономерному концу. Интересно, что, несмотря на апокалиптический характер истории, Беккет не использует отсылок к "Апокалипсису".

Пьесы Беккета - это неторопливый, напичканный отсылками к культурному багажу диалог с читателем о сложных философских категориях. Любой абсурд, который в них происходит, не случаен, и часто нужно остановится и порефлексировать над тем, "что хотел сказать автор" и "почему герои ведут себя так, а не иначе".

Это не лёгкая прогулка, а сложный, извилистый путь, усыпанный мелкими, колючими камнями.

И пройти его придётся "босыми ногами".

А иначе лучше и не начинать.