Больше рецензий

1 февраля 2023 г. 21:21

339

4 Чердачные цветы в большом мире

Прочитав на одном дыхании знаменитые “Цветы на чердаке”, не смогла отказать себе и взялась за продолжение истории, даже понимая, что вторая часть может оказаться хуже, но уж слишком велико было искушение: чутьё читателя подсказывало мне, что “Лепестки на ветру” будут посвящены теме отмщения, и читательское любопытство взяло верх. Тех, кто не читал первую книгу, но, возможно, планирует, предупреждаю: эта рецензия может частично раскрыть сюжет первой части.

Чутьё меня не обмануло: второй роман саги, начинающийся с того же момента, где были завершены “Цветы”, повествует о планах юной Кэти отомстить матери за украденное и растоптанное детство, за смерть малыша Кори, за неполноценность сестрёнки Кэрри, той самой матери, которая была центром их мира, но предала своих четверых детей в погоне за богатством, положением в обществе и любовью к молодому красавцу-адвокату.

“Лепестки на ветру” охватывают около десяти лет жизни Кэти, Криса и Кэрри после побега из поместья их бабушки. И если малышка Кэрри и целеустремленный Крис готовы начать жизнь с чистого листа, тем более, что судьба, похоже, наконец-то благоволит им, то Кэти полна решимости уничтожить мать, обрекшую своих детей на прозябание и медленную смерть. В течение долгих лет планы мести помогают девушке выстоять против всех ударов судьбы, которые посылает ей жизнь.

Как это часто бывает, продолжение значительно уступает первой книге. Вирджинии Эндрюс тоже не удалось избежать этой закономерности. Если в первом романе была некая магия, тайны, требующие разгадки, взгляд на трагедию с позиции ребенка, который рассказывает историю и многого не понимает, но что уже видится читателю между строк и в неясных намеках, то во второй книге всего этого нет и в помине. “Лепестки на ветру”, однако же, читаются легко и даже увлекают, во многом благодаря, конечно же, заложенной еще в первой книге интриге: читатель снова встречается со знакомыми героями, которые, по всем законам жанра, должны желать реванша, отмщения, справедливости и расплаты, и поскольку действия отрицательных персонажей, созданных автором в “Цветах”, невозможно оправдать и понять, читатель просто автоматически переносит интерес на сюжет второй части, ожидая кульминации и справедливого возмездия. Само по себе продолжение романа получилось сумбурным и, если отбросить ту самую кульминацию, вышло похожим на дешевые дамские романы, полные опереточных страстей, смертей, совпадений и удачного стечения (для главной героини) обстоятельств. Местами книга напоминала мне приключения Анжелики (той самой Маркизы Ангелов, жены графа де Пейрака, любовницы короля и т.д., и т.д.). Конечно, сага Виджинии Эндрюс далека от авантюрного сочинения французов, но ничто меня не переубедит, что рецепт был тот же, пусть и чуть видоизменен. Мы имеем героиню из серии “вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей — так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!”, ни один мужчина не в силах устоять перед ей красотой, все в неё влюблены, а она мечется и дарит своей любовью всех и каждого, потому что жадная до жизни, любви, всего того, чего была лишена. И если поначалу мотивация Кэти может быть понятна и объяснена её юностью, страшным прошлым и желанием жить и дышать полной грудью, то со временем, когда мы видим, как Кэти превращается во взрослую женщину и мать, становится всё сложнее понимать персонажа, готового в ответ любить любого мужчину, обратившего на неё внимание.
Не получилось у Вирджинии Эндрюс и показать разницу в характерах матери и дочери, настолько, что меня одолевали сомнения, а есть ли она? Настолько, что порой ловила себя на мысли, а не хитрый ли это ход автора, подводящий читателя к мысли о цикличности и повторяемости. Хотя, наверное, Эндрюс просто сочиняла события, освобождаясь от ненужных персонажей по ходу действия и не особенно прорабатывая характеры своих героев, в особенности центральный персонаж. Кэти получилась неуравновешенной, взрывной, нелогичной, бросающейся из крайности в крайность, играющей с чувствами близких ей людей на уровне её ненавидимой матери, а ведь, казалось бы, она должна была бы быть мягче, терпимее, ответственнее, деликатнее после того, что ей довелось пережить. Она, столько лет мечтавшая о славе и карьере балерины, как-то очень легко и без драматизма отказывается от того, на что потратила огромное количество сил и времени, годы её жизни уходят на замужества, детей и, конечно, месть. Не будь рядом с ней Криса, сложно представить, смогла бы она вообще выкарабкаться из клубка эмоций и любовей. Жизнь Кэти настолько полна событиями, что их кажется слишком много для одной женщины (а ведь это только вторая часть саги, впереди еще две части, посвященные брату и сестре Доллангенджерам).

Вообще, в процессе написания рецензии, поймала себя на мысли, что “Лепестки на ветру” балансируют где-то на грани между довольно посредственной литературой и литературой, куда читатель может внести больше смысла, чем, возможно, задумывала сама Эндрюс.

В любом случае, вторая часть “Цветов на чердаке”, пусть и лишенная магии и драматизма первой книги, представляет собой довольно увлекательное чтиво, которое можно читать, расслабясь и отдыхая головой, как ту же “Анжелику”, просто следя за невероятными поворотами судьбы, которыми изобилует жизнь Кэти Доллангенджер.