Больше рецензий

25 января 2023 г. 16:01

672

5

Всем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения романа "клей", который сложно назвать художественным произведением в привычном трактовании. Сам автор говорил и писал о том, что его целью было вызвать сильные эмоции у читателя, и что он сделал текст нарочито рванным и неполным, так как он не хотел писать привычный роман про жизнь каких-то людей. Его задачей было шокировать и взорвать общество чем-то аморальным и низменным. Тем, в чем варятся и находятся многие жители его страны.

Которые не знают другой жизни. И которые не смогут выйти из этого цикла существования, так как у него не хватит ни сил, ни денежных возможностей. Можно сколько угодно рассуждать про права и возможности каждого человека, но реальность такова, что мы не равны. И никогда не будем равны. Кто-то рождается в семье богатых, кто-то среди бедняков. Кому-то повезло с генами, а кто-то с самого рождения инвалид, который не способен даже завязать шнурки без посторонней помощи.

И когда люди находятся в неравных условиях с самого начала, то неудивительно и то, что их жизнь будет складывать индивидуально. По-своему. Кто-то получит лучшее образование, и стремительно пойдет по карьерной лестнице вверх. А кому-то суждено умереть от передоза на задних местах своей старой тачки. Не потому, что это была его судьба, а потому что у него просто не хватило денег на образование. Потому что его семья были алкоголиками, и отец избивал мать.

Никто не протянул ему руку помощи. Его только топили, называли грязью и отребьем, а мальчик искренне не понимал осуждений в его сторону. И почему аккуратно одетые люди презрительно кривятся при его виде. Вот какие у него были шансы подняться и стать "настоящим человеком"? Заниматься самому? А как? Он даже не умеет читать и считать, так как его никто этому научил. Какая может быть жизнь у такого бедолаги, а?

Поэтому меня зацепило. Причем очень сильно.

Но должен сказать, что я уже был немного готов к подобному формату, так как за спиной у меня есть несколько авторов, которые создавали подобную по наполнению литературу. Много натурализма, животный (грязный секс), наркотики, большое количество матов и ужасных поступков, которые герои совершают по глупости, молодости или даже в силу своих садистских наклонностей. Читать подобные книги равносильно добровольному копанию в чужом постельном белье. В переносном смысле, разумеется.

Я имею в виду эти многочисленные сплетни на работе или среди друзей на тему "а ты слышал, что наша Манька вчера вытворила?" или "а оказывается, что Васька своей изменяет! Представляешь"? И все в таком духе. Только тут не наши знакомые или друзья, а выдуманные персонажи, у которых может быть вполне реальная предыстория. Ведь ни для никого не будет секретом то, что писатели зачастую берут и переносят свой личный опыт на персонажей. Или описывают то, с чем сталкивались.

Поэтому никакой моральной дилеммы во время чтения у меня не было. Если людям нравится обсуждать подобные вещи про знакомых, или знакомых своих знакомых, то мне нравится читать подобные произведения про вымышленных персонажей. И немаловажную роль играет качество и уровень мастерства автора. Потому что слушать косноязычное "ну ... э... и тут он, короче.. Как бы..." не всегда хочется? Я думаю, что со мной согласятся многие в том тезисе, что самую хорошую историю может испортить плохой рассказчик.

И все с точностью наоборот - даже самую скучную первоначально историю можно преподнести так, что она будет звучать как греческая драма.

"Клей" - аморальное произведение. Нет, оно не проповедует беспорядочный секс, употребление наркотиков и избиение своих домочадцев после тяжелого рабочего дня. Но оно не пытается взывать к лучшим чертам человечества, а обнажает и показывает всю скопившуюся грязь нашей так называемой цивилизации. Показывает многочисленные болячки и противоречия как в законах, так и в морали нашего вида, когда мы говорим одно, а поступаем совершенно по-другому.

И да, впечатлительным людям, пожалуй, лучше погружаться в роман постепенно, а не набрасываться сразу. Здесь действительно много чернухи, ощущения безысходности, и манера подачи текста нарочито грубая и нецензурная. То есть автор ОСОЗНАННО делает свой роман таким. Писать он умеет, это чувствуется. И у него мастерски получается сохранять "уровень" своих персонажей, тем самым дополняя и без того колоритную атмосферу произведения максимальным погружением в историю.

Словно речь идет про настоящих людей, а не вымышленных персонажей.

Но я действительно не удивлюсь, если некоторые образы были взяты с реальных людей, которых автор мог знать лично. Или с кем он даже общался на определенном этапе своей жизни, и взял за основу некоторые их черты или какие-то сцены из жизни. В любом случае я хочу сказать СПАСИБО писателю за проделанную работу. Вызвать настолько сильные и смешанные эмоции сможет не каждая книга. У "клея" это получилось.

Если вы готовы к изнанке жизни, то это может оказаться очень интересным и необычным литературным опытом. Для тех, кто не понимает подобное направление, я могу объяснить только то, почему подобное нравится читать МНЕ (не могу говорить за других) - если автор действительно умеет качественно писать, то получается полноценное погружение в жизнь подобной категории людей. И мне, например, действительно порой хочется понять КАК и ПОЧЕМУ люди спиваются, становятся наркоманами, или какого труда стоит выбиться в люди из какого-нибудь очередного квартала "цветных".

И подобная ниша прекрасно показывает и передает этот колорит. Не стерилизованный и вычищенный настолько, что даже алкоголики в произведении разговаривают исключительно языком поэзии. Вот она, матушка реальность. Миллионы людей живут подобным образом, варятся в потоке собственных нечистот, и даже не могут мечтать о другой жизни, потому что им просто так "повезло" в жизни. Они родились в бедной семье с не тем цветом кожи. Или в семье наркоманов, и доброжелательные соседи могут только презрительно цедить сквозь зубы при встрече с этим ребенком.

Который озлобляется лишь потому, что это весь его жизнь. Он не видел другой реальности, вокруг него только разруха, нищета, наркотики, бесконечные сексуальные оргии родителей, и он даже не способен представить себе то, что может быть как-то еще. Если хотите красивых слов, то вот они - для меня это максимально реалистичная драма, в которой писатели показывают изнанку благополучной жизни. Пока голливудские и красивые картины рассказывают про то, как хорошо быть красивым и сытым, подобная литература показывают немного другую картинку.

Я не хотел бы оказаться на месте этих людей, честно. Но я и не чувствую себя "победителем" на их фоне. У меня нет желание как-то самоутвердиться за счет тех, у кого жизнь не задалась, и кто навсегда будет лишь грязью в системе. Для меня это возможность снять розовые очки, слезть с няшного пони и наконец посмотреть на то, что столько времени были отгорожено высоким забором с надписью "не влезай. Там другая жизнь".

Если вы хотите такой опыт, друзья, то вы пришли по адресу. "Клей" не вызовет у вас желание жить, не воодушевит на какие-то подвиги. Но книга может заставить сесть, и задуматься. Над вполне очевидными на первый взгляд вещами. И может быть в вашем сознании что-то поменяется. Нет, вы не станете лучше относиться к алкоголикам или наркоманам (автор это и не призывает делать), но... может быть вы станете немного иначе и философски смотреть на саму жизнь.

Так как у героев подобных произведений есть одно несомненное преимущество перед более успешными и удачными людьми - они не парятся. Они просто живут. Так, как умеют. Как их научили их семьи. И они дышат полной грудью, а не пытаются сдерживать слезы или скрывать свою растерянность под лозунгами очередной офисной компании на тему того, что "мы семья". Если они почувствуют, что их пытаются обмануть, они просто обложат трехэтажным матом руководство, и уйдут в закат. А кто-то может и оставить на лице характерные следы своего увольнения.

Не говорю, что так правильно. Просто уточняю, что эти люди не нуждаются в нашей жалости. Они самодостаточны и вполне жизнеспособны. Просто они другие... Как и жизнь. Вот и все.

Говоря об этом романе, нужно постоянно держать в голове две вещи:

- автор осознанно написал произведение в таком формате.

- несмотря на наличие общего сюжета, он здесь вторичен. Книга была написана ради эмоций и попытки передать образ жизни и мышление людей, которые родились и существуют вне системы.

Все остальное вторично и не критично. И тут не требуется "понимание" авторской задумки. Автор сам прямо говорил о том, что он пишет книгу ради эмоций читателей, а не чтобы воссоздать на бумаге какую-то цельную картинку. Да, она будет, но это лишь вторичный продукт, который получился на фоне его основной задачи - вытащить нас из привычного и сытного мира. Окунуть с головой в другую реальность, и показать как живут люди, которых мы можем не замечать в своей привычной суете и рабочей спешки.

А они тоже живые и настоящие. У них тоже есть свои проблемы и жизнь. Но им повезло немного меньше, нежели богатым и влиятельным семьям. И да, не все их них идут на социальное дно, спиваются или становятся наркоманами. Разумеется, что есть примеры действительно успешных и богатых, которые смогли вырваться из системы общества, проломить себе дорогу к большим деньгам, и сделать из своего имени бренд. Но много ли таких мужчин и женщин мы знаем?

Как много менее успешных "ломателей сцен" ушло на дно и не всплыло?

Я не буду ничего писать про персонажей романа, чтобы не испортить впечатления от произведениям тем читателям, которые захотят сами познакомиться поближе с историей. Могу только уточнить, что герои получились на удивление живыми. Да, есть разница в менталитете, что я считаю естественным и нормальным. В конце концов Уэлш не русский писатель, и его проза посвящена совершенно другой цивилизации и культуре, несмотря на определенные общие схожести наших культур.

Поэтому неудивительно, что некоторые моменты вызывали у меня искреннее удивление.

В остальном же отличный эмоциональный нарыв, который взрывается на первой же странице, окатывает читателя с ног до головы литературными нечистотами, даже не пытаясь придать себе вид какой-то возвышенной литературы. Оставь надежду и что-то там : ) Нам будет ожидать только погружение вниз, на самое социальное дно западной культуры, в котором существует жизнь. А местная фауна в лице главных героев книги даже вполне довольны своим бытом.

Исходя из той реальности, в которой они существуют, я даже немного покорен их мужеством. Но в тоже время я понимаю и признаю тот факт, что их сложно назвать хорошим примером для подражания. В силу ограниченных возможностей и развития над собой как над личностями, они вынуждены существовать на определенном уровне морального развития, сосредоточившись на доступных для их удовольствиях в лице доступных девиц, дешевого алкоголя и наркотиков.

Жизнь проходит в постоянном поиске того, кто проставится за очередную поляну или в поисках той девицы, которая согласится без лишних разговоров снять трусики и приступить к десерту. Да, этого здесь будет очень много, так как произведение поднимает базовые желания человека. А они не слишком далеко ушли от животного мира - инстинкты еды и размножения еще никто не отменял.

И если человеку недоступны Лувр и поезда по миру, а в руке он сжимает бутылку дешевого пойла, то провести невидимую черту от героя до борделя будет не так уж и сложно. И вынужден признать, что порой именно такая модель поведения казалась мне единственно логичной и верной для этого среза населения, которое существует в такой парадигме уже несколько поколений. И судя по всему у них мало что может измениться в том районе, в котором они обитают.

Да, прогресс не стоит на месте, но мышление человека может застыть на одном месте, и не развиваться.

Но не будем забегать слишком вперед в таких поспешных суждениях или выводах, друзья. А вернемся непосредственно к самому произведению. Что именно предлагает нам "клей" в рамках своего формата? Историю про группу молодых людей, и их постепенный рост и попытка выйти из рамок существующей системы, в которой они родились. Каждым из персонажей пойдет своим собственным путем, и будет пытаться стать если не лучше, то хотя бы улучшить свою материальную составляющую. Чтобы вырваться из того порочного круга, в котором жили их родители. И в котором существуют и они.

Не все так гладко и удачно, как герои могли бы мечтать. Наркотики, различного рода болезни или просто жизненные неприятности будут постоянно вставать на их пути. Взлетам будут предшествовать падения, и роман прекрасно покажет на примере самих людей то, что нет более ужасного врага для человека, нежели он сам. Так как в погоне за сиюминутными хотелками могут разрушиться далеко идущие планы, которые в иной ситуации действительно могли бы сработать. А переходы от "я просто покурю травку, чтобы немного расслабиться" до "продам последние трусы ради дозы" прекрасно показывают всю неприязнь подобного способа получить мнимое удовольствие.

Я совру, если скажу, что мне было ЖАЛЬ этих людей, и их жизнь.

Это прозвучит лицемерно, словно я какой-то фарисей. Мне было интересно и любопытно наблюдать за их приключениями. За тем, как они менялись по мере роста и изменений в мире. Не все их них смогли вырастить как личности, некоторым было суждено остаться на том же уровня развития, что и их родители. Ужасное повторение ошибок семьи, да. В этом можно увидеть даже определенный символизм. Как часто дети говорят сами себе, что они никогда не станут как их родители? А спустя несколько десятилетий в отражении зеркала видят тех, в кого они не хотели превращаться.

"Клей" не является художественном произведении, несмотря на свою художественность. Я полностью солидарен с заявлением автора о том, что он пытался передать спектр эмоций, которые были перенесены на текст. Которые должны были выбить читателя из привычной рутины, заставить и ужаснуться и испытывать противоречивые чувства в процессе изучения этого... произведения? Давайте остановимся на этом определении.

И вот что я хочу сказать - у Уэлша это получилось.

Работа странная, противоречивая, мерзкая, пошлая и аморальная. Я точно НИКОГДА не стану рекомендовать ТАКУЮ литературу тем, кто вырос и предпочитает классические произведения. Но я готов и ХОЧУ рекомендовать ЭТО тем, кто готов для новых экспериментов. Кто не гнушается крепких слов в тексте, кто не боится сцен насилия или секса, и кто хочет увидеть живых людей, а не просто набор эмоций, соединенных вместе. Да, эта история не является мотивирующей, от нее ужасное послевкусие.

Но я хочу еще.

Выражаю свою искреннюю благодарность автору за умение так точечно дергать читателя за нужные нити. Я много лет слышал про феномен его произведений, и, наконец, мне удалось добраться до "клея". Жалею ли я о потраченном времени? Нет, ни разу. Понимаю ли я все аморальность и сложность книги? Да, разумеется. И повторюсь - её не стоит читать детям и подросткам. Её не стоит читать впечатлительным людям или тем, кто проходит восстановительную терапию после физического или морального срывов. Лучше не рисковать.

Остальным же добро пожаловать. И приятного чтения.