Больше рецензий

lana_km

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2023 г. 18:14

775

2

Эх, снова меня несёт против течения. В том смысле, что не понравилась мне книга. Совсем. А многим вроде бы нравится...
Начиналось всё многообещающе. Девочка Алина идёт в первый класс, о чём она сама и рассказывает. Живёт она с мамой и дедушкой, которые убеждены, что у учительницы непременно должен быть стержень. Вот только у Татьяны Владимировны, самой первой учительницы, никакого стержня не было. Пришлось Алину в срочном порядке переводить в класс к Марсём (Марине Семёновне).

И так мне понравился рассказ девочки, лёгкий, с юмором. Но потом начались дневники самой Марсём. Они вызвали у меня отторжение. Что мне не понравилось разложу по пунктам, иначе запутаюсь и рецензия выйдет такой же сумбурной как сама книга.

1. Я не поняла, где происходит основное действие. Мне постоянно приходилось себя одёргивать и вспоминать, что в школе. Но это странная школа. В ней есть шкафчики у детей, спальня, игрушки, ковёр на полу. Это не минус, так недоумение.

2. Неоднозначное поведение учительницы. Она может (взрослый человек) обидеться на ребёнка и два дня с ним не разговаривать. Наказание такое. Или вот случай: один из мальчишек пытался заглянуть девчонкам под юбку. Марсём попросила девочек принести их трусики, в которых они ходят на танцы, свалила эти трусики в кучку, подвела к ним мальчика и сказала что-то вроде: «Вот тебе трусики, исследуй!» Ему стало стыдно, и он разревелся. А как же девочки? А им не стыдно было?

3. Истеричный тон дневника Марсём. Очень спорные для меня высказывания.

"Юбку Наденьке задрал? Да это же настоящее событие! Надо срочно кого-нибудь в магазин послать. За шампанским. Чтобы мы эту юбку, то есть — ее отсутствие в положенном месте — прямо здесь, сейчас, коллективно обмыли. Выпили за уравнивание Наденьки в правах с подавляющим большинством женского коллектива нашего класса. За то, что она, наконец, в фаворе оказалась. И видели бы вы эту Наденьку на перемене! Как глазки у нее блестели, щечки алели и смеялся роток!"
"Ведь эти завучи-учительницы, а тем более — научные работники, ни за что не признаются, о чем они мечтали лет, например, в тринадцать. А мечтали они, чтобы какой-нибудь ковбой, или матрос, или солдат, — короче, какой-нибудь привлекательный бандит-супермен, с сильными руками и крепким мужским запахом, вылез из кустов в темной аллее и их изнасиловал. Они даже специально по этим темным аллеям в одиночку ходили."

4. История про ангелов. Замечательную мысль о том, что когда человек делает что-то хорошее, ангелы отдыхают, рассказал Марсём садовник из Швеции. И всё бы хорошо, но тот же самый садовник любит сидеть и полировать до зеркального блеска свою лопату. В этот самый момент, по его мнению, ангелы и отдыхают. Я просто понять не могу, в чём сакральный смысл полировки лопаты. Если бы садовник цветы сажал, или деревья обрезал, или старушку через дорогу переводил. Но лопата! Занятие-то бессмысленное.

Мне кажется, что во время чтения книги можно хорошо подумать о том, должна ли школа воспитывать? В какой-то степени конечно должна: через произведения на уроках литературы, через историю страны, её географию. И корректировать поведение учеников учитель непременно должен. Но вот Марсём, как мне кажется, настолько углубилась в воспитание, что сама довела себя до нервного срыва. У детей начался пубертатный период, а она не смогла этого пережить.

Если бы эта книга вся была от лица Алины без дневника Марсём, то мне бы понравилось больше. Да даже если бы истории про ангелов здесь не было, я бы и то прониклась. А сейчас не могу, мне слишком не понравилась Марсём.