Больше рецензий

26 декабря 2013 г. 18:06

225

4

По сравнению с "чисто балетными" мемуарами Тамары Карсавиной, у Плисецкой скорее мемуары политические, да и просто человеческие. Но политика не отбила охоту читать, она органично вплетается в жизнь балерины, да в жизнь всей страны!.. Она - и есть жизнь. Я не знала эпоху СССР лично, я родилась в тот год, когда советская машина дала сбой и распалась, и мне... было дико читать некоторые вещи, что-то стало откровением, что-то просто неприятно поразило. Но это - как учебник того времени, честный, настоящий, безусловно, субъективный, но жутко интересный для тех , кто хочет заглянуть в СССР глазами современника.
В книге - масса смешных эпизодов: как они с мужем путешествовали по России на автомобиле, и у них прямо от машины ночью пропадали продукты, несмотря на все "шпионские" ухищрения. Как друг Майи, писатель-француз Арагон, работал, забывая обо всем, и однажды, увлекшись творчеством, вышел открыть ей дверь совершенно голый , бормоча по-французски что-то о Бухарине (он писал в те дни размышления о советской истории), причем сам даже не заметил этого факта!..
Много самой Майи - как балерины, личности, женщины, дитя и жертвы советской жесткой эпохи. Да, написано зло, да, подчас беспощадно, горько, и Плисецкая сама часто делает на это упор, но... так было. И она просто пишет правду.
Подсела на мемуарную прозу. Теперь на очереди - Галина Вишневская и Агата Кристи.