Больше рецензий

18 января 2023 г. 14:58

313

5 Двое не выходят из комнаты ^^

Многие знают, что Бродский написал «Не выходи из комнаты». Но не все знают, что у него еще и целая антиутопия на эту тему!

[Пьеса 18+, пересказ немножко 18+,  это Бродский!) Я предупредила)]

Действие происходит в государстве будущего Империи, где каждый год часть населения (по жребию) обрекается на пожизненное заключение в тюремной Башне, по два человека в камере со скрытым видеонаблюдением. Условия в «тюрьме» максимально комфортные, вся суть психологического элемента – в однообразии и скуке.

Вся пьеса по сути основана на диалогах двух заключенных, максимально не похожих друг на друга. Знакомьтесь: Публий и Туллий!))

Публий:

- пухленький, но старается поддерживать форму;

- любит покушать;

- любит поспать;

- возбуждается на любой предмет и по любому поводу;

- периодически без особой надежды клеится к Туллию(см. предыдущий пункт);

- не выносит одиночества и все время хочет поболтать;

- рассказывает Туллию миллион отвратительных кринжовых историй о своей личной жизни;

- дергает Туллия по любому поводу.

Туллий:

- худой, поджарый, старше Публия;

- философ и интеллектуал;

- читает Публию лекции о природе Времени и Пространства;

- слишком вежлив, чтобы просто послать, но иногда не выдерживает и посылает;

- определенно гетеро;

- хочет спокойно почитать в тишине;

- НЕ хочет слушать миллион кринжовых историй из жизни Публия;

- на самом деле по-своему заботится о Публие.

Диалоги этих двоих – это нечто.

Публий. Туллий!
Туллий. Ну?
Публий. У тебя от пирожного ничего не осталось?
Туллий. Посмотри в тумбочке... Свое-то, небось, сожрал. Друг животных.
Публий. Я, Туллий, понимаешь, совершенно случайно. Я не хотел. Пирожное было так неожиданно. Поэтому я и не мог его хотеть. Я как раз хотел оставить. Вернее, уже потом, когда съел, захотел. Это же было так внезапно!

Надо сразу предупредить, Бродский тот еще панк! Представляю его улыбку, когда он прописывал все эти шуточки про половые органы, неловкие подкаты и матерные фразы, а потом миксовал это с беседами о философии и поэзии. Не зря в рецензиях попадаются фразы типа "неуместные отвратительные пошлости" и "не ожидал от Бродского такого треша")))

Короче, это пьеса для вас, если беседа о разнице между Идеей и Вещью на примере спермы кажется вам отличной идеей=)

Я, когда мы в Ливии когортой стояли, в Лептис Магне, гетеру одну знал. Так она что, змея, придумала. Рядом с постелью аквариум держала. Чтоб рыба, говорит, делу училась. Эволюцию чтоб ускорить то есть. А то они больно икрой разбрасываются.

Вообще это уже устоявшаяся схема. Хочешь сделать историю умной и смешной одновременно – придумай двух героев, чтобы один был умный, а другой смешной. И пусть один рассуждает о серьезных вещах, а другой это смешно комментирует. У Бродского все работает так же. Туллий говорит много умных вещей, а Публий его не понимает.

Туллий. Потому что поэт он всегда дело со Временем имеет. Молодой или старыйвсе равно. Даже когда про пространство сочиняет. Потому что песня –она что? Она –реорганизованное Время... Любая. Даже птичкина. Потому что звукили там нотаон секунду занимает, и другой звук секунду занимает. Звуки, они, допустим, разные, а секунды –они всегда те же. Но из-за звуков, Публий, –из-за звуков и секунды становятся разными. Спроси канарейку свою –ты же с ней разговариваешь. Думаешь, она о чем поет? О Времени. И когда не поет – тоже о Времени.
Публий. Я думал просто жрать хочется. Когда поет надеется. Не поет бросила..

Я не случайно пишу, что у Бродского целый антиутопический мир. Кроме «Мрамора» есть еще поэма «Post aetatem nostrum» («после нашей эры»), где действие происходит в той же Империи и в примерно то же время. В этой Империи будущего все как будто вернулось к эпохе Древнего Рима, с цезарем, форумами и гетерами. В «Мраморе» по намекам можно восстановить много деталей. Например, Россия в этом мире называется Скифией, советский период известен как «период постхристианства». Еще осваивают космос и (увы) ведут постоянные войны. В общем, в Империи есть все, что ироничный Бродский думает о прогрессе и будущем человечества.

Туллий. В Сенатскую комиссию по гражданским правам ввели лошадь. Сеяна Буланого. Я не спорю: наш Сенат всегда был самый представительный. За всю человеческую историю. Должен же кто-то наконец защищать интересы животных... Но гражданские права! ...Так теперь этот Сеян Буланый мутит воду и настаивает на пересмотре данных вычислительного центра. Публий. Каким образом? Туллий. Понятия не имею, каким образом. Просто ржет... ([Имитирует конское ржание.]) Гражда-аа-аа-аа-ан-ские... Пра-аа-аа-ваа... ([Пауза.]) У них же там везде электронные интерпретаторы. Отходы космических программ. Черт бы их подрал.

«Мрамор» может быть ключом к пониманию самого Бродского. Многие фразы из "Мрамора" мне попадались в его эссе и в интервью. Похоже даже, что Туллий – это альтер-эго Бродского, с его любовью к Овидию, метафизике и одиноким размышлениям.

Зарезать, Публий, и легионер сумеет. И умереть за отечество тоже. И территорию расширить, и пострадать... Но все это клише. Это, Публий, уже было. Хуже того, это будет. По новой, то есть. В этом смысле, у истории вариантов мало. Потому что человек ограничен. Из него, как молока из коровы, много не выжмешь. Крови, например, только пять литров. Он, Публий, предсказуем. Как сказка про белого бычка. Как у попа была собака. Да капо аль финем. А поэт там начинает, где предшественник кончил. Это как лестница; только начинаешь не с первой ступеньки, а с последней. И следующую сам себе сколачиваешь...

Хотя... в Бродском есть что-то и от Публия, все-таки он не такой душнила))

Вообще, кроме юмора, в пьесе много тревожного и грустного. Все-таки психологическое давление в изоляции – это то, что Бродский знает по собственному опыту.Клаустрофобия Публия, путаница в воспоминаниях, страх сойти с ума, страх умирать на глазах у всего мира – пугающе достоверные эмоции.

 ...Самая большая эрекция - это когда НЕ ТЫ умираешь...

Туллий же, наоборот, настолько разочарован в мире ив людях, что одиночное заключение кажется ему почти благом. И это тоже напоминает о биографии автора.

Туллий: «Я хотел бы попытаться сделать свое бытие... менее мелодраматичным».
VS
Бродский: «Всю жизнь я пытался избегать одного — избегать мелодрамы. Но мелодрама преследовала меня».

Может быть, и автору иногда хотелось уйти от мира в подобие Башни..

Сюжет. Может показаться, что сюжета нет, но со второй части события начнут происходить. Такие же странные и неожиданные, как и все остальное.

Вывод. Не могу советовать или не советовать, только на ваш страх и риск. Но кто любит Бродского – тот меня поймет))) Может оказаться, что этот отталкивающий мирок покажется вам, как и мне, родным и уютным.

P. S. На пробу можно послушать  аудиоспектакль, голос Туллия там ну очень хорош.