Больше рецензий

18 января 2023 г. 09:49

423

3

Сюжет простой и тяжёлый одновременно. Роман открывается сценой с похорон главной героини, т.е. чтение мы начинаем практически с финала. Автор как будто предупреждает читателей, что слабонервным и излишне впечатлительным лучше книгу сразу закрыть. Во избежание.

В ленинградской коммуналке живёт необычная "семья": три старухи, лимитчица Антонина и её маленькая, и почему-то не говорящая дочка. У них общий стол и быт. Антонина работает на заводе, а Евдокия, Гликерия и Ариадна растят Сюзанночку. Маме очень хотелось дать дочке такое имя, чтобы судьба девочки сложилась гораздо счастливее, чем её. В тайне от Антонины старухи крестили Сюзанну, и теперь между собой зовут её Софьей. Они водят девочку в храм, учат вышивать и читать по-французски. Софья/Сюзанна общается с окружающими с помощью рисунков, и хотя глухой не является, но не говорит. Антонина скрывает от окружающих немоту дочери, не отдаёт её в детский сад, но мечтает найти доктора, чтобы дочку вылечить и она, наконец, заговорила.

Поначалу меня книга заворожила своим языком, попыткой автора передать характер и мысли героев с помощью разницы в их речи, воспитании, образовании и жизненном опыте. Ещё было очень интересно искать приметы времени в тексте: о блокаде говорят в прошедшем времени, но с затаённым страхом от пережитого, ещё боятся арестов и репрессий, но уже можно купить телевизор в личное пользование, хотя и долго ждать своей очереди. Полёт Юрия Гагарина уже состоялся, деньги поменяли на новые и почему-то несколько раз упоминается отмена запрета на аборты.

Примерно две трети романа я была увлечена, пыталась "разделить" старух на три героини (никак не могла понять где кто), понять причину немоты девочки и смысл снов Сюзанны и Антонины. А потом я всё чаще стала "запинаться", встречая выпады едва прикрытой ненависти к стране, старательное "замарывание" всей жизни в серое и беспросветное. Герои, что встречаются на пути Антонины сплошь завистливые и злобные, а в телевизоре показывают только благостные картинки красивой жизни, хотя в жизни героинь никакой радости нет, а лишь выживание.
Евдокия, Гликерия и Ариадна потеряли всех своих близких. Кто в первую мировую сгинул, кто в Великую Отечественную. Да и репрессии их тоже коснулись. Антонина же кроме тяжёлого труда на заводе и в коммуналке не имела никакой радости, кроме дочери. Отмеренное ей время на жизнь просто шло к печальному финалу. Счастья не было, да и по логике автора, быть не могло.

Закончила я чтение с ощущением, что меня обманули. За кружевами слов скрыто нечто неприятное, как будто тонкий сверкающий лёд проломился, а под ним грязь, и ты в эту грязь да носом.