Больше рецензий

16 января 2023 г. 20:47

130

4

Мне с трудом даётся магический реализм-- слишком развито логическое мышление.
Но эта книга затронула меня эмоционально.
Две сюжетные линии-- довольно сухо описанные отношения между известным дирижером и певицей канвой идут сквозь книгу, жизнь идет, приходит старость. Это-- наше время. Они задают при редких встречах множество вопросов без ответа, здесь
много загадок. Что есть память? Может ли забвение защитить нас? И что есть течение жизни, что такое прошлое? И тому подобные.
Певица Инес в опере Берлиоза здесь-- это Маргарита. В опере кипят страсти-- Мефистофель, Фауст, смерть героини... Чего не скажешь об отношениях дирижера и Инес-- очень скучные отношения.

А есть параллельная линия-- любовь первобытных мужчины и женщины, трагическое расставание, снова встреча-- прошлое, возможно забытое, и настоящее меняются местами. Вот эта часть очень эмоциональна, она цепляет. Из книги следует, что это сны Инес.
Обе линии пересекаются-- ну такой магии мне не понять, если это не сон.

И еще есть исчезающий и появляющийся на фотографии прекрасный юноша-- я полагаю, это дань так рано ушедшему сыну писателя, которому посвящена книга.
Однако в романе юноша, светлый, голубоглазый, снятый на фото вместе с черноволосым юным дирижером-- возможно, его светлое альтер-эго, его светлая сторона. Увидев эту фотографию еще в их с дирижером первую встречу, Инес, ей 20 лет, заочно влюбляется в светловолосого юношу; а в их последнюю встречу, в финале оперы, исчезает, чтобы появиться на фото вместе с любимым...

Такая магия для меня уже избыточна.

И еще все пронизывают звуки-- музыка природы, пение первобытных женщин, пение на сцене и прекрасная музыка оперы "Осуждение Фауста" Берлиоза, финал которой звучит несколько раз в книге.