Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2013 г. 23:30

216

3

39024-3fcf2-74199041-400-u7a80b.jpg

Продолжая тему авиационных мемуаров, добрался до отечественых летчиков. Когда-то экипаж самолета, первого совершившего беспосадочный перелет Москва-Северный Полюс-Ванкувер, знал поименно любой мальчишка, я даже в школу в родном городе ходил на улице Чкалова. Александр Васильевич Беляков прожил достаточно бурную по молодости жизнь и был штурманом того самого АНТ-25

Он успел и поучиться, и повоевать на фронте Первой Мировой, хорошо описав разложение царской армии в последний год войны. В Красной армии воевал в составе 25-й стрелковой дивизии, то самой, которой командовал Чапаев, сам видел легендарного начдива в сражениях, оставил воспоминания о последнем бое на берегу Урала. Потом, как учившийся на лесника и знакомый с топографией, попал в авиацию – сначала в дешифраторы снимков с высоты, а затем пошел по линии штурманского дела, что оказалось его профессией на всю оставшуюся жизнь.

Эта книга по большей части о становлении штурманского дела в Советском Союзе, про то, как от полетов с опорой на визуальные ориентиры переходили к слепому ориентированию по счислению и приборам. Полет над Северным полюсом потому и был дико сложен с точки зрения техники того времени, потому что около полюса отказывал магнитный компасс, нужно было ориентироваться по солнечному указателю курса плюс проверять показания прибора по старинки секстаном. Кстати, заодно прочитал про первую малоизвестную попытку Леваневского пересечь полюс на первом варианте АНТ-25, но прервавшим полет над Кольским полуостром из-за течи масла.

Главная глава книги – именно полет Чкалова и его экипажа. Сначала летчики тайно говорили новый вариант самолета к полету, потом уговаривали вождей – Сталин понимал, что провал и этого полета нанесет удар по имиджу авиации, а следовательно и всей страны. Наконец получили все разрешения, ради этого полета работали тысячи людей: на Северном флоте, полярных экспедициях, радиостанциях в Союзе и США. Сам изнутрительный полет с постоянным кислородным голоданием и сонливостью, трудностью с ориентировкой, угрозой оледенения, сменой летчиков у штурвала – описан очень подробно, буквально по каждому часу. Немного не дотянув до Сан-Франциско, что был планировавшимся конечным пунктом маршрута, самолет сел на военом аэродроме около Портленда к удовольствию тамошних авиаторов, нашедших в этом знак превосходства армейской дисциплины над гражданской анархией. Еще одна глава посвещена впечатлениям русских людей от Америки, которую они, пересекли на пути домой.

Вернувшись, герои вернулись к привычному труду. Чкалов погиб на испытаниях нового истребителя, а сам автор почти всю войну провел готовя экипажи летчиков для бомбардировочной и истребительной авиации, и только под самый конец войны вырвался на фронт на место замкомандующего и главного штурмана армады 16-й воздушной армии, которая учавствовала в битве за Берлин. И уже в 1975 году вместе с сыном Чкалова и коллегой Байдуковым они съездили в Штаты на открытие монумента в честь их перелета. Конечно, в «Полете» обойдены многие острые углы, особенно в описании 30-х годов, когда многие из упомянутых людей пострадали или погибли во время репрессий. Но вот дух эпохи, жажду покорения неба в первые десятилетия Советской России книга передает превосходно.