Больше рецензий

30 декабря 2022 г. 13:38

122

5 Трумфальное возвращение

Чем в более глубокие дебри заходила сага о ведьмаке и ведьмачке, тем более туманным и размытым становилась первоначальная концепция данной эпопеи. Если в первых двух книгах повествование целиком и полностью было сосредоточенно на Геральте, собственно, главным герое саги, то в последующих история расширялась и размывалась, оставляя Геральта в унизительном положении второстепенного персонажа, а политику и мироустройство полусказочного королевства Неверленд выставляя на передний план. И решение это было, мягко сказать, не самым удачным. Во-первых, из-за грубоватости вводимой экспозиии - за счёт множества чужих, важных и не важных имен, названий, событий, фактов о мире, имеющих преимущественно описательный, художественный, а не повествовательный характер. Всё это нагружало и могло серьёзно запутать неподготовленного читателя, а также не позволяло себя в полной мере ассоциировать с происходящем, так ход событий скакал с пятого на десятое, одному уделяя излишне повышенное внимание, а другому не оставляя вовсе. А во-вторых, как было сказано ранее, первоначальная концепция "похождений ведьмака и его друзей" всё чаще и чаще уходила в забытье (во второй половине последней книги о Геральте так вообще позабыли), что непременно вызывало огорчение у читателя.

Словно вняв вопрошаниям читателей, пан Сапковский в пятой книге цикла решил вернуться к истокам, на которых собственно и зиждился зарождаемый к эпопее интерес. Для начала большая, можно даже сказать подавляющая часть истории сосредоточена на всеми любимом Геральте. В этом романе у ведьмака есть четкая и конкретная цель - найти свою названую дочь Цири и спасти её из предполагаемого Нильфгардского плена. Как и в первых двух книгах, автор решил раскрыть сложный характер ведьмака - с одной стороны, холодный и отрешённый, с другой - человека морали, принципа и гуманизма.

Помогает Сапковскому в этом разношёрстная компания товарищей Геральта, которые получились личностями харизматичными и многогранными. Тут тебе и давно знакомый поэт Лютик, который перестал маячить на подмостках, а наконец вернулся к роли постоянного спутника ведьмака. Тут тебе и весьма характеристая лучница Мильва, которая поначалу из-за горячей крови относиться к Геральту с некой неприязнью, но вскоре показывает себя как личность человечная и глубоко чувствующая, несмотря на некую простоватость. Очень удачным получился у автора образ загадочного, мудрого, ироничного Региса, тихий сарказм которого может соперничать с не менее скрываемым, иногда почти не различимым сарказмом Геральта. Его высокопарные речи выдают в нём человека благородного и умного, и веселят не менее грубоватой речи деревенщин и простаков, населяющих мир ведьмака (которая к пятой книге уже перестала так веселить, но не потеряла своего очарования). Заинтриговать смог и бывший нильфгардец Кагыр - с одной стороны личность довольно загадочная и не лишённая ума, с другой - молодой юнец, который пал жертвой политической игры сильных мира сего. Интересно было наблюдать за их динамикой отношений с Геральтом, который в прошлой книге пощадил его, но предупредил, что в следующие разы поблажек не будет. Отметился в книге и краснолюд Золтан Хивай и его бригада, компашка весёлая и не унывающая, не смотря на жизненные трудности. Когда весь отряд собирается в единое целое, душа просто радуется, что тебе предлагают быть его частью в этом увлекательном приключении. Потому что все как на подбор получились интересными, харизматичными и запоминающимися персонажами. А следить за развитием отношений этих самобытных и самодостаточных героев, которые от лёгкой (а иногда и сильной) неприязни воссоединяются в некое подобие семьи, не менее увлекательно и захватывающе.

Персонажи и события мирового масштаба поменялись местами, автор методично отодвинул политику на задний план, позволяя ей появляться в правильных пропорциях и служить повествованию, а не затянутой экспозиции. Нет более тягучих эпизодов из одного военного лагеря, а потом другого; болтовни вельмож и иных высокопоставленных господ, рассуждающих о политической обстановке. История стала напоминать то ли Властелин Колец, то ли четвертый эпизод Звездных войн, где небольшой отряд героев продвигаются к некоему макгаффину, где штрихами нам обрисовывается описываемый мир. И это определённо пошло серии на пользу, так как позволяет эмоционально вовлекаться в перипетии судеб героев и сопереживать им. А сопереживать приходится нередко. Количество опасных для персонажей событий значительно выросло. Не раз и не два Геральт и его компаньоны оказываются в глубинах пятой точки, из которой, на первый взгляд, им уже не найти выхода. А последняя глава книги это вообще сплошные американские горки, где героев ожидает провал за каждым поворотом. К тому же автор нагоняет страстей и ставит персонажей в такие ситуации, что думаешь: "Ну всё, в этот раз им уж точно никак не выбраться". Ставки постоянно растут, герои постоянно оказываются на краю пропасти.

В книге автор наконец нашёл нужный баланс - события растекаются палитрой то увлекательных, то напряженных, то смешных эпизодов. Юмор - это одна из вишенок на торте романа. Пан Сапковский показывает всё своё мастерство в строении забористых матерных диалогов и патовых ситуаций, приправляя всё это лёгкой иронией и сатирой на средневековый мир альтернативного 13 века, показывая его не то что без прикрас, а наоборот обнажая нерв общества тех времён: с его предрассудками и стремлением любой гром молнии объяснять божественным провидением.

На удивление, однако, мало развития получила линии Цири и зарождающаяся Ложа Чародеек. В случае с первой чувствуется недостаток хронометража в сравнении с предыдущей частью. Нам короткими очерками показывают новую жизнь Цири в банде Крыс, но какой-то прогрессии её самой или отношений с другими Крысами не чувствуется. Нас ставят перед фактом, что Цири изменилась и начинают проявляться её тёмные стороны, а именно любовь к насилию. Но как и почему появились эти тёмные начала - остаётся всё это на откуп читателя, точнее на его способность сопоставления логических цепочек (так как ранее уже проявлялись её демонические замашки).

Линия же Ложи Чародеек - это, вероятно, элемент полюбившейся Сапковскому сериальной структуры своего цикла, когда какое-то событие может зародиться в одной книге, а развитие получить лишь в следующих. Ну что ж, таковы воля и замысел Мастера, и мы, читатели, вправе лишь им следовать и ждать дальнейшего развития событий. Так как статус кво в "Крещение огнём" пока лишь утверждает факт создания данной Ложи и регламентирует её цели. И, увы, не более.

В целом ни один элемент книги не вышел разочаровывающим или раздражающим, как это было в предыдущих двух книгах. Всё на своих местах и нет ничего лишнего, читатели получили именно то, что и хотели - ещё одну порцию приключений Геральта из Ривии, сдобренную новыми харизматичными персонажами, за которых хочется переживать. Работа пана Сапковского определённо удалась!