Больше рецензий

30 декабря 2022 г. 12:32

377

5 Что ищет он в стране далекой?

Чужак в чужой стране - это фантастика философской направленности, где сам элемент фантастики нужен для моделирования определённых условий и среды, в которой можно построить мысли и рассуждения автора. Здесь не будет (ну почти) захватывающих погонь и перестрелок, коварных и могущественных врагов, не будет научных гипотез и предвидения ужасов ближайшего будущего.

Само повествование я бы разделил на 4 части.

Первая часть - это контакт с иной цивилизацией. Это не просто количественное описание иной формы разумной жизни, укладывающееся в человеческие шкалы измерения - умнее/глупее, сильнее/слабее, это качественно иная форма разумной жизни. Марсиане - они не глупее и не умнее землян, они другие. Подобное описание первого контакта я встречал в Ложной слепоте Питера Уоттса. Но там именно что научная фантастика, взрывающая воображение читателя. Хайлайн же в Чужаке фокусируется на социальной проблематике.
Язык формирует сознание. Ни раз автор указывает на сложности передачи понятий одного языка через другой. В нашем же случае речь идёт о разных языках не просто разных цивилизаций, а цивилизаций разных планет.
На Марсе нет привычных землянам социальных устоев, нет государств и политиков, нет торговли и ремёсел, нет полов и отношений. Вся жизнь существ с Марса проходит через 3 стадии: первая - беспечная и суетливая, стадия взросления. Вторая - зрелая, стадия неспешное созерцания и мышления. И третья - стадия бестелесного существования. Эти существа не умирают. У них вообще нет такого понятия.
При этом существа всех 3 стадий буквально разные существа.
Завязка сюжета основана на попадании в эти условия ребёнка с земли и дальнейшего его развития в условиях марсианской культуры. Его можно сравнить с Киплинговским Маугли. Но даже у зверей и людей Земли гораздо больше общего, чем у двух разумных цивилизаций с разных планет.

Вторая часть - это возвращение ребёнка, воспитанного марсианами, на Землю. Кроме описания гипотетической иной цивилизации с качественной точки зрения, Хайнлайн теперь стремится описать взаимодействие человека с Марса с землянами. Причём человека, который сам является землянином. Вот такая вот задачка. Как бы он относился ко всему, что происходит вокруг него? Как бы к нему относились обычные люди иполитики? Как вообще ребёнок, росший в абсолютно иных условиях может понять что существуют разнополые существа, что живые существа рождаются и умирают, нет вечно живущих землян, что такое частная собственность, что могут существовать моря и океаны, почему люди ведут себя так по-разному.
В этой части проявляется некоторый динамический сюжет. Но тем не менее, для меня заслуга автора именно в попытке описать столкновение двух культур существ иных миров. При этом не забывая, что представитель марсианской культуры сам является землянином.

Дальше будут спойлеры.

спойлер

Третья часть - это результат противопоставления и синтеза культур, затронутый выше. Осознавая оба мира, всё дальше углубляясь в понимании земных концепций жизни, к каким выводам может придти Майк? Почему люди страдают или радуются? Почему плетут интриги, обманывают? Что такое юмор? Что такое любовь?

И здесь мы подходим к 4 части:
Счастье для всех, даром! Майк основывает религию. Он пытается донести те истины, которые понял сам, имея за плечами марсианское детство и земную юность. Это уникальный опыт, которым обладает единственный человек на всей планете, и которым он делится с другими людьми. Майк обучает своих последователей языку, без знания которого нельзя понять марсианский образ мыслей и, соответственно, нельзя взглянуть на привычные понятия под другим углом. И всё ради избавления от страданий и обретения гармонии с собой и окружающим миром.

Финал книги. Кульминация роста религиозного движения, которое стало опасным для сильных мира. Здесь можно заметить параллели с гонениями христиан в Древнем Риме. В итоге Майк, новый мессия, погибает, забитый агрессивной толпой. Эта сакральная жертва, транслируемая в прямом эфире, но в тоже время и звёздный час Майка. Принося себя в жертву, он вдыхает жизнь в свои идеи, распространяющиеся по миру.

Но что же значит смерть для Майка? Да ничего. Её не существует. Пусть цивилизации Марса и Земли фундаментально разные, но законы физики везде одинаковые! На Марсе существа не умирают. Они продолжают жить бестелесно. Марсиане взаимодействуют с миром в ином ключе, нежели земляне. Их цивилизация не техногенная, в отличии от Земли. Какая — в рамках земных терминов я не знаю подходящего слова. Может быть, психическая — будет более близким понятием?
Майк не умирает. Он продолжает жить, но в другой форме.
Никто из учеников Майка не скорбит. Их мировоззрение давно изменилось, и все они мыслят понятиями жизни телесной и духовной. Для всех них он перешёл в основную стадию своего существования, он не умер и не покинул их.

Кроме интересных идей, мастерского описания культуры иного мира и столкновения её с земной, были моменты, которые для меня являются, по меньшей мере, спорными или раздражающими.
Слово "Грокать". Понятие грокнуть - схоже с понятием "имени" в фентезийных мирах. Истинное имя вещи или живого существа полностью описывает его сущность и даёт власть тому, кто это имя знает. Грокнуть же в данном случае означает полное понимание сущности предмета. Аналогично фентезийному имени даёт возможность силой мысли воздействовать на грокнутый предмет. Да, идея интересная. Но это слово так часто используется в романе при почти полном игнорировании другого лексикона, что создаётся впечатление, будто весь словарь марсиан состоит чуть ли не из одного слова, зато самого главного и многозначного.
Чрезмерная сексуализация последней трети романа. Хорошо, любовь, секс, всё это вызывает приливы счастья и эйфории. Но аналогично гроканию - этой мысли посвящается чересчур много страниц романа. На что, простите, жить, если все вокруг будут устраивать свингерские вечеринки? У Майка денег много, но на всех не хватит.
Ангелы - к чему было описывать жизнь ангелов и архангелов? Хорошо, сделали заметку про бестелесную жизнь. Но обывательский стиль, в котором это преподносится, вызывает недоумение.
Учение Майка. Не берусь судить. По мне так Атлантиды не открыл. Или я чего-то не понял. Поэтому для себя это учение просто определил как группу концепций, кардинально меняющих мировосприятие людей и приводящее их в гармонию с собой и миром. В чём именно состояли эти идеи - скромно оставляю за скобками.
Людоедство. Самый спорный момент. К чему это вообще? Финал романа вызывает этакое чувство неловкого молчания, когда перед тобой происходит какая-то дичь, но уйти и обидеть хозяина не хочется. Хорошо, на Марсе это в порядке вещей и вообще так положено. Но зачем было тащить на Землю - не понятно.
Не уловил смысла понятия discorporated. Сущность дематериализуется, т.е. материальная оболочка исчезает. Однако на Марсе в обычае съедать останки марсиан. Какие останки, если они исчезают? Майк в конце романа дематериализуется. Однако потом его съедают. Что съедают-то? В начале романа Майк заставляет исчезнуть наёмника и единственное, что его терзает, так это то, что теперь тело невозможно съесть.

свернуть


"Чужак в чужой стране" заставляет анализировать нашу земную культуру, отношения между людьми, влияние идей и религий. Спустя столько лет роман, тем не менее, не вызывает снисходительной улыбки, как многие фантастические романы полувековой давности. Если, конечно, ожидать от романа именно научной фантастики, то претензий может быть не мало, особенно учитывая упомянутое выше время его издания. Но для меня в первую очередь это именно философский роман, нежели научная фантастика, а откровенно наивных ляпов здесь нет.
Так же существует довольно много критических точек зрения на роман, якобы написанным в угоду современной моде на хиппи. Вполне может быть. Я не жил в ту эпоху и не сильно интересовался веяниями жизни Америки середины прошлого века.
С моей точки зрения, роман стоит прочтения и формирования своего собственного мнения о нём.