Больше рецензий

26 декабря 2022 г. 23:57

266

4

Комментарий к 6-му изданию книги В. Бойко «Йога: искусство коммуникации» (НН: ДЕКОМ, 2018). Впервые прочитал эту книгу лет пятнадцать назад, тогда это было 2-е издание. Книга мне запомнилась и оказала сильное влияние на моё воззрение на вопросы йоги. Это был действительно стоящий текст, разъяснивший многие вопросы и уберегший от ошибок.

Несколько лет назад перечитывал её то ли в 4-м, то ли в 5-м издании и несколько расстроился от того, что воспринимал (и воспринимаю) как изобилие невзвешенных и резких высказываний. Во многих случаях они оправданы, и автора можно понять. Однако чёрно-белые высказывания автора по вопросам духовности и духовных традиций (исихазма, тантризма, буддизма ваджраяны и др.) весьма ограничены… и, надо сказать, полны заблуждений, тенденциозности и, порою, фактических неточностей. Всё-таки практически невозможно разбираться во всём, и у каждого автора могут быть свои ограничения.

Благие намерения автора, однако, понятны и вызывают симпатию, несмотря на гнетущее впечатление от авторских диатриб. И всё же сегодня уже достаточно серьёзной литературы, в том числе и академической, по вопросам духовности, религии, эзотеризму, чтобы можно было прийти к более взвешенным суждениям (нельзя же судить о каком-то феномене по отдельным худшим и неаутентичным его проявлениям). В общем, для изучения вопросов духовности лучше обращаться к другим, более серьёзным и специализированным источникам.

Однако в чём автор непревзойдён, так это в объяснении аспектов физической йоги и того, как, на его взгляд, применим к хатха-йоге принцип ненасилия. Несправедливые и чрезмерные авторские тирады в отношении аутентичных духовных традиций (в которых, конечно же, как и везде, есть свои трудности и проблемы) не должны портить впечатления от тех порций книги, которые посвящены проблематике, на которой автор «собаку съел», а именно — проблематике ненасильственной и ведущей к оздоровлению практики физической йоги, или хатха-йоги, что особенно полезно для новичков.

6-е издание содержит неплохие дополнения, в частности главу «Сопротивление материала». Из недостатков 6-го издания (помимо содержательного недостатка в виде максималистских чёрно-белых высказываний относительно мировых традиций духовной мудрости) можно выделить странное форматирование цитат и неудачное оформление ссылок на первоисточники этих цитат, а также многообразие опечаток.

По-другому я бы сделал вставки из форумных сообщений, убрал бы из текста устаревшие сетевые аббревиатуры типа «ИМХО», привёл бы текст в более строгий и сбалансированный вид, — тогда он действительно послужит будущим поколениям, и не придётся современному читателю продираться сквозь лес порою оправданного, а порою неоправданного негативизма в поисках россыпей драгоценностей, коими полна эта книга. Не каждая птица долетит до середины этого Днепра, с учётом существующего современного знания по вопросам традиций, духовной практики, медитации, психотерапии и т. д.

К слову, тогда как классическая йога, описываемая В. Бойко, действительно может оказывать хороший психотерапевтический эффект и сегодня используется, в том числе, и в психологической психотерапии (см. исследования Бессела ван дер Колка и его команды), полностью заменить последнюю она не в состоянии, вопреки мнению автора. Психологическая психотерапия систематично направлена на выявление «теневого материала» (работу с проекциями, интроекциями, корректировку характера и т. д.), тогда как классическая йога в описании Бойко — на физическое и психо-физическое оздоровление. Они друг друга серьёзно дополняют, но представление классической йоги в виде «психотерапевтической панацеи», работающей лучше, чем сама психотерапия, это заблуждение (имеющее, впрочем, в себе зерно истины, и йогическая психология действительно актуальная для современной психотерапии).