Больше рецензий

22 декабря 2022 г. 00:31

349

5 Спойлер Искусство против достатка

Мне как человеку творческому, пишущему стихи, и мне же как студенту педагогического университета, особенно близка дилемма: игнорировать потребность благополучия и заниматься творчеством или игнорировать тягу к искусству и обеспечить себя стабильным заработком?

"Творить или зарабатывать?" — вот в чем вопрос.

В новелле Сюсаку Эндо два главных героя. Брат и сестра. Японцы. Оба представители деятелей культуры: художник и артистка. Оба оставили родину и пустились добиваться успеха в Париже. Оба молоды. Оба полны решимости. Оба... нет, сходства исчерпаны.

Брат и сестра каждый по-своему решили дилемму. Брат стушевался и вернулся на родину из страха одиночества за "мирной обывательской жизнью без опасностей и треволнений". Обзавёлся семьёй, заработал на твидовое пальто и "увяз в тине мещанского благополучия". Что, конечно, не помешало ему "испытывать чувство, похожее на зависть", глядя на сестру "прямо идущей к поставленной цели".

Стоило ему прилететь в Париж и столкнуться с взглядами сестры, как начал сомневаться в правильности своего "побега":

"Но где-то в подсознании у меня постоянно жило чувство, что я заплатил за это дорогой ценой, пожертвовав чем-то очень важным. Тогда я не смел себе признаться в том, что мое возвращение на родину было капитуляцией, бегством от трудностей".

Интересно, что "воплощением подлинно высокого искусства... был вырезанный из дерева неизвестным мастером мертвый лик распятого Христа" (вспомним, что Христос отказался от всего мирского и проповедовал истину)

В этом смысле ближе к Христу оказалась сестра. Которая ради мечты изучила французский язык и тоже переехала в Париж.

Но не все так легко и однозначно...

Да, главный герой вернулся на родину. Предал высокое искусство по его мнению. Но он-то зарабатывает продажей картин. Получает за свои работы достаточно, чтобы позволить путешествие по Европе (вспомним, что сам он из Японии). Другое дело, что оценки этих картин не даётся: не понятно, насколько они художественны.

С другой стороны, сестра и актёр Лебедев, избравшие другой путь, близкий душе: занятие высоким искусством, ничего из себя не представляют. Они не добились никаких успехов в искусстве, и при том живут в нещете. Только, чего уж таить, в отличие от брата, они могут себя назвать счастливыми. Ибо их счастье в самом процессе занятия искусством.

Мне кажется, именно отсутствие гарантии сподвигло брата вернуться на родину, где всё более менее предсказуемо. Он не доволен своим делом. И пусть он ходит по ресторанам, путешествует по Европе, всё же живёт по-настоящему не он, а его сестра. В ней движения больше в её замкнутом пространстве, чем в движениях брата, которому открыты все границы.

Сюжет и слог довольно просты. Нет ни лишних реплик, ни лишних сцен. Но персонажи зато живые. Не сомневаешься, что в одной и той же среде, в одной и той же семье брат и сестра могут быть настолько отличны друг от друга. И брат, и сестра по-своему положительные герои, по-своему влекут на свою сторону. Интересна откровенность брата, с которой он делится мыслями и сомнениями, внутренними спорами с самим собой: правильно ли я поступил и нужно ли что-то менять?.. Интересна и уверенность сестры, с которой она живёт уже 5 (?) лет.