Больше рецензий

Manowar76

Эксперт

Эксперт Лайвлиба: Книжный масон

19 декабря 2022 г. 10:30

314

4.5 Супер!

Первый том драконьей R-трилогии (Rage-Ritual-Ruins)
Книгу отрекомендовали на форуме фантлаба как лучший роман про драконов в сеттинге Forgotten realms.
Действие происходит в одну из самых популярных эпох FR. Примерно в это же время происходят события "Темных сил над Муншаёз" и начинаются приключения Дзирта до Урдена.
История мести.
Пролог. У Дорна красный дракон сожрал родителей. Мальчик решает отомстить.
Основное действие.
Партия приключенцев-охотников на драконов: Дорн вымахал в огромного воина-полуголема с магической перчаткой и в экзотической броне, за плечами у него карьера гладиатора-бестиариуса; с ним хафлинг Уилл, мастер заколдованной пращи и волшебного кинжала; жрец-целитель Летандера; арктический карлик Рэрун с ледовым топором.
Их пытается нанять магиня и бард Кара, скрывающая свои тайны.
Тем временем наивный шпион Горстаг норовит стать посвящённым Культа. Кем является Оракул, глава Культа, становится ясно буквально с первой сцены с ним, хотя в прямую это проговаривается намного позже.
Учитель фехтования Тэган из авариэлей, крылатых эльфов Фаэруна принимает эстафету от Горстага. Авариэли, надо сказать, крайне редкая раса. В книгах так вообще упоминаются только в этом цикле Байерса и в повествовании "Эвермит: Остров Эльфов", которое выполняет роль своеобразного "Сильмариллиона" Забытых Королевств. Хотя в большинстве культовых РПГ по FR крылатые эльфы засветились.
Крысолюди, зомби, демоны-абишаи,
И драконы, драконы, драконы. Бронзовые на службе у людей; серо-зеленые и чёрные болотные драконы, плюющиеся кислотой; земляные змеи — бескрылые крапчатые гиганты; щитовые серебристые драконы с паром и ледяным дыханием; небольшие певчие драконы; драконы-вампиры; драконы-личи; радужные драконы размером с ладонь; драконы скелеты; водяной дракон...
Авторы межааторской вселенной FR крайне любят Арфистов, бардов-магов-альтруистов. Я же всегда находил их несколько нелепыми и избегал книг о них, даже скупая подряд все тома по Королевствам. И всё-таки в "Ярости" Арфисты настигли меня. Суть простая — поют песенки или играют мелодии, превращающиеся в заклинания. Ничем принципиально не отличаются от магов или священников, за исключением странного способа колдовать.
Я в сущем восторге от динамики, яркости и количества приключений и экшна в "Ярости". В очередной раз недоумеваю, почему книги по D&D имеют славу чего-то второсортного, даже среди любителей такой чисто развлекательной литературы, как фэнтези. Не хватает дарка? Атмосфера в той же "Ярости" достаточно мрачная. Выпущенных кишок и дерьма не так много, но слова "шлюха" автор не чурается:
"Хафлинг хитро взглянул на нее и сказал:
— А что, если Тэган считает, что за ваши злодеяния вам надо вырвать ногти, поджарить пятки в горящих углях и только после этого перерезать вам глотку?"
По интересности даст фору многим томам из популярных ныне фэнтезийных серий.
Есть такой термин в IT, WYSIWYG. Это как раз про "Ярость" и подобные книги по Забытым Королевствам: что видишь, то и получаешь. Полное совпадение текста и ожиданий от него.
Немного представляя "кухню" межавторских вселенных, могу предположить, что Ричард Ли Байерс по заданию редакции попытался повторить, ни больше ни меньше, успех "Доаконов Времён Года" Трейс и Хикман, только в сеттинге Забытых Королевств. Получилось ли? Давайте посчитаем.
Персонажи партии. В трилогии "Драконов" большая и колоритная партия, полная ярких персонажей — главная находка цикла. Их много, они разных рас и профессий, у них гендерный баланс — девушек в команде практически столько же, сколько и мужчин. У большинства есть арка развития персонажа. Почти у каждого своя драма. Не говоря уж о харизме Рейстлина. В трилогии Байерса партийцев всего шестеро, девушка, и, соответственно, романтическая линия только одна. Трое из партии — практически статисты: хафлинг с целителем вне боя просто комические персонажи, арктический карлик никак не проявляет себя. Остаются Дорн-полуголем, драконица Кара и крылатый эльф Тэган. Дорн проваливает роль главного героя. Комплекс по поводу своей внешности неубедителен. Тэган получился наиболее живым. Единственный плюс команды Байерса — радужный дракончик, полупет-сайдкик одного их героев. Итак: 1:0 в пользу "Драконов" Трейс и Хикман.
Мир. Мир "Хроник копья" получился ярче, чем Фаэрун. В "Ярости" дело происходит в достаточно невзрачных декорациях, уступающих необычности Кринна. 2:0 в пользу хроник.
Квест. Тут, пожалуй трилогии выступают на равных. Герои ищут то одно, то другое. Решают задачки, проходят стражей. Всё по Проппу и Кэмпбеллу. 3:1.
Злодеи. Опять выигрывают "Хроники". У них одна Китиара чего стоит, не говоря о Такхизис, а в "Ярости" всего лишь одержимый мономанией древний драконофил маг-лич. 4:1.
Боёвка. В этом раунде нокаутом побеждает трилогия Байерса. Во всей трилогий Трейс и Хикман боёв раз в десять меньше, чем в одной "Ярости". 4:2.
Подводя итоги баттла: творение Байерса не сравнится с "Хрониками Копья", но это достойное боевое фэнтези с магией и обширным бестиарием и любопытным миром.
Зрелищная магия, обилие разнообразных заклинаний, ни на миг не стихающее действие — старые добрые Забытые Королевства, синоним приключенческой D&D-фэнтези.
9(ОТЛИЧНО)r90-x-green.png