Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 декабря 2022 г. 23:08

306

5 Институтская проституция, Константиновский рубль, «Водоём», или Бремя страстей человеческих

картинка NataliStefani
«— А вы знаете, что такое Константиновский рубль?»

«У обычной студентки обнаружили самую знаменитую монету России. Этого просто не могло быть. Ни при каких обстоятельствах.»
(Александр Звягинцев. «Нам есть чем удивить друг друга».2013)
«— Все-таки не устаю поражаться богатству России, — покачал головой мистер Милнер. — Столько лет из вашей страны вывозят замечательные ценности, а они не кончаются и не кончаются…»
(Александр Звягинцев. «Нам есть чем удивить друг друга».2013)
«— Хорошая мы пара — ты ничего не знаешь обо мне, я о тебе.
— Зато нам есть чем удивить друг друга…»

(Александр Звягинцев. «Нам есть чем удивить друг друга».2013)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Дождалась-таки заключительного (?) роман из серии о Валентине Ледникове. «Как долго я тебя ждала!..» И даже название – нарочно не придумаешь: «Нам есть чем удивить друг друга». Такое многообещающее.

***
Коллекционеры – народ своеобразный. Уж сколько о них романов написано, и наших, и зарубежных ... Александр Григорьевич тоже решил удивить читательскую публику своими знаниями и соображениями о коллекционерах. И преуспел в этом деле. Он повествует о, так называемых, «чёрных» коллекционерах. Его персонаж – Илья Борисович Нагорный – 50-летний коммерсант, владелец антикварного салона «Антиквар» – личность интересная, с какого боку ни посмотри.

«Коллекционеры и антиквары в некотором роде вообще особые люди — они часто имеют дело со старыми и несчастными людьми…»

Обманывать старых и беспомощных людей – занятие наигнуснейшее по своей сути. Но именно так и составлялись некоторые богатейшие коллекции, основание которых восходит к трагически знаменитому
1942-м году: блокадному Ленинграду.

Итак, одна из сюжетных линий романа – антикварный бизнес и утекание в наше время культурных ценностей из России за её пределы. Звягинцев открывает такие «подводные течения» криминальной мафии, связанной с антиквариатом, что просто диву даёшься. Никогда прежде я особо не задумывалась о музейном деле, хранении культурных реликвий, а также преступности, связанной с разграблением страны, незаконным обогащением за счёт культурного наследия Государства.

Да, уж … Велика Россия, а порядка в ней нет. А богата-то как!..

«— И что — все безнадежно?
— Да нет, что-то меняется.»

… Конечно же, я рада была встрече с полюбившимся персонажем – Валентином Ледниковым, опытным следователем прокуратуры. Приятно было снова встретиться и с его старым другом, Сергеем Прядко, опером, который по-прежнему, в отличие от ГГ, служит в правоохранительных органах. Им вместе предстоит распутывать необычное дело.

Автор выстраивает многоходовую интригу, в которой переплелись антикварная мафия и студенческая проституция. А непростая любовная сюжетная линия делает повествование ещё более увлекательным.

Для распутывания криминальной истории с исчезновением людей, а также имитацией суицидов, или подстроенных несчастных случаев у следователей имеются два артефакта: бесценный портрет Державина и уникальный Константиновский рубль. Такие реликвии должны принадлежать Государству Российскому.

Известно, что то, что добыто с помощью смертельных дьявольских ухищрений, счастья незаконному владельцу не приносит. Но это ещё не вся беда. Жажда обогащения, словно мутный водоворот, втягивает в свою воронку людей, казалось бы, чистых и безупречных.

Почему так происходит? Девушка из приличной семьи – Даша Трубич – студентка модного, частного, платного ВУЗа: Международного института экономики, права и управления становится элитной проституткой (девочкой из эскорт-агентства), обслуживающей богатых клиентов. Оказывается, этот бизнес в институте поставлен на широкую ногу: от желающих приторговывать своим телом отбоя нет. Девушки в очередь записываются к Даше и считают невероятной удачей, если их «примут».

К чему приводит и куда уводит институтская проституция – это вспомогательная сюжетная линия романа, тесно связанная с основной. Всё, как в жизни. Вообще, надо сказать, Звягинцев свои истории пишет, опираясь на реальные события. Тем и интересен.

А уж закручивать интригу и разворачивать сюжет в другую сторону по принципу «пойди туда, не знаю куда» Александр Григорьевич – мастер. Только порадовалась за Валентина, что он заинтересовался, наконец, после смерти Разумовской достойной женщиной – Ириной Апраксиной, преподавательницей французского, как беда тут как тут.

«Ситуация не просто осложнилась, она стала в корне иной — он теперь не просто профессионал, распутывающий преступление, а лицо заинтересованное, то есть не способное к объективному взгляду на происходящее. Теперь его мысли будут неминуемо заняты Ириной, опасностями, грозящими ей…»

И если б только это. Но, тсссс … Интригу рушить нельзя! Впереди ещё столько интересного …

***

Серьёзный, добротный психологический детектив. Самому детективному расследованию автор уделяет не так уж много места. Следственные действия, настоящие – это довольно-таки скучно для читателя. Автор же плетёт кружево своего романа, непринуждённо переплетая криминальные ситуации с образами и судьбами людей: всё, как в традициях современного детективного жанра, заложенного мэтрами французского детектива – Буало-Нарсежаком.

Но в романах А.Г. Звягинцева есть ещё одна особенность. Он включает в повествование то, что хорошо знает. Это интересные фрагменты из истории криминальных дел, вещей и людей. Вот и здесь органично вошёл в роман сюжет о Романовой Ирине Александровне, княгине Юсуповой, графине Сумароковой-Эльстон. И ещё Александр Григорьевич не раз удивит читателя: история – его излюбленный конёк.

Мне особенно понравился сюжет, связанный с картиной «Водоём» Виктора Борисова-Мусатова из собраний Третьяковской галереи. Бесподобная картина, которая не менее бесподобно вплелась в кружево любовной интриги Ледникова Валентина Константиновича. Сплошные кружева. Как юные девушки в кружевах на картине Борисова-Мусатова …
картинка NataliStefani
«Две девушки в кружевах у воды… Прекрасные юные женщины из какого-то иного мира…»

Жаль, что в жизни не всё так выглядит идиллично, как на картине.