Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

11 декабря 2022 г. 16:07

318

4.5

Скандинавские детективы хороши тем, что, вне зависимости от их содержания и того, кто является автором, их атмосфера гарантирует удовольствие от чтения. “Серебряная дорога” - не исключение.

“Серебряная дорога” - название автомобильной трассы на севере Швеции, соединяющей маленький холодный городок, в котором три года назад пропала девушка Лина, со всей остальной страной. Белыми летними ночами по этой дороге без устали колесит безутешный отец Лины - Лелле - пытаясь отыскать хоть какие-то зацепки в деле пропажи дочери. Он отвез ее на остановку, где она должна была дождаться автобуса, в который ей так и не суждено было сесть. Для школьного учителя математики Лелле слишком маргинален. Это типичный персонаж скандинавского детектива, правда обычно там в этой роли выступает следователь. Но Лелле в какой-то мере и является следователем, не опуская руки даже тогда, когда все уже сдались. Он много курит, пьет на ночь, видит тревожные сны и постоянно мучается чувством вины от невозможности что-либо исправить. А еще держит в своем доме карту, где скрепками отмечает одну безлюдную деревню за другой - он обыскивает их, надеясь найти след дочери.

Летом третьего года в городок приезжает взбалмошная художница-алкоголичка Силия с 17-летней дочерью Мэей. Силия - типичная рыба-прилипала, которая не может выжить без мужчины и на этот раз ей повезло. В лице местного закоренелого холостяка Бьорна она находит надежную кормовую базу. Бьорну далеко за 40, в его усадьбе сроду никто не видел живых женщин, и потому к Силии у него запросов очень мало - лишь бы она была. Ей самой тоже много не нужно - лишь бы была еда да крыша над головой. А Мэя - ровесница пропавшей Лины - типичный ребенок таких матерей. Не обделенная внешностью, но замкнутая, затравленная постоянными переездами с места на место и сменой окружения, она хочет только одного - остаться уже хоть где-нибудь надолго. Окруженная густым реликтовым лесом усадьба не кажется ей подходящим местом, но ровно до тех пор пока она не встречает там Карла Юхана - парня с фермы неподалеку.

Семья Карла Юхана в округе считается странной. Соседи называют их кем-то вроде хиппи, а по факту они оказываются больше похожи на сектантов, убежденных в неминуемом конце света так же твердо, как и в том, что государство не способно будет обеспечить спасение собственной нации. Поэтому они решили заботиться о себе сами. Берген, его жена Анита, а также двое братьев Карла Юхана почти полностью перешли на самообеспечение. У них натуральное хозяйство полного цикла и полный припасов погреб. А еще они отказались от телевизора и сотовых телефонов, довольствуясь стационарным аппаратом и подкастами о выживании в диких условиях. Но это, пожалуй, единственная их странность (а у кого их нет?), зато дома у них всегда чисто, тепло, уютно и полно еды, никто не пьет, не ходит голым и не ругается - словом, все то, чего никогда не имела в жизни Мэя. Неудивительно, что она так тянется к этим людям и их спокойному, размеренному быту.

Три совершенно разные сюжетные линии на первый взгляд не имеют ничего общего, порой кажется, как будто читаешь по очереди три разные истории. Сплетаться воедино они начинают лишь в последней трети книги. Как именно - рассказывать не буду, все таки на то он и детектив. Скажу лишь только, что “Серебряная дорога” не поражает какой-то ошеломительностью развязки. Я, например, задолго до финала догадалась, кто тут садовник-убийца (видимо, сказывается наработанная база из прочитанных детективов). Но все эти скандинавские фермы, заливные луга, окруженные хмурым вековым лесом, длинные белые северные ночи и суровые люди, живущие в тех местах настолько завораживают, что от простоты сюжета книга в качестве не теряет.