Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2022 г. 09:51

211

5

Безымянный главный герой приезжает в старинный европейский городок, чтобы собрать материал для исследования  оперной постановки "Смерть Петрония". Оперу поставила в начале XX века группа авангардистов, но единственное выступление закончилось всеобщей (включая зрителей) оргией. После этого труппу раскидал исторический водоворот, а опера погрузилась в забытье. Главный герой по кусочкам собирает информацию в городе, где все врут и, очевидно, что-то скрывают.

Мария Галина не перестает меня удивлять. На этот раз ей удалось написать роман, который я бы назвала постмодернистким нуаром с нотками мистики. Представьте себе город, где идет постоянно идет снег или дождь (почти как у Стругацких ). Даже когда светит солнце где-то вдалеке маячит туча, которая рано или поздно его закроет. Представьте себе россыпь маленьких кафе: ресторан еврейской кухни, где никогда не стоит брать рыбу (у мамы повара не ладилось с рыбой); кафе, где каждое утро вам предложат запеканку с разной начинкой и кофе, а кассирша каждый раз будет читать новый любовный роман со страстной парочкой на обложке; пивную, куда можно войти только по паролю, который известен всем. Представьте себе дом-музей оперной дивы, которую застрелил прямо на выступлении ее любовник-кгбшник. Этот город полон мифов и легенд. О каждом доме рассказывают историю, полную страсти, крови и тайны. Но то, что действительно происходит в этом городе, хранится за семью печатями и оберегается автохтонами.

Структурно роман мастерски стилизован под античную литературу: большая часть текста - это диалоги и размышления. Читатель с первых страниц попадает в разговор, из которого сначала совсем ничего не понятно. И ему предстоит не только вместе с главный героем собрать и обдумать новую информацию, но и вычленить из этих разговоров то, что уже известно до начала романа. Это нелегкое чтение, но безумно приятное. При этом Галина постоянно играет с читателем: ах, ну конечно, твое первое предположение было вот таким, сейчас я его разрушу и открою тебе другую сторону происходящего, чтобы ты мог построить новую теорию, которую я уже через несколько страниц разобью на куски. И все это приправлено огромным количеством отсылок ко всему на свете. Я разгадала, естественно, не все, поэтому уже предвкушаю перечитывание.

При этом в романе есть такая максфраевская магия, что напомнила мне Сказки Старого Вильнюса . Что-то магическое происходит в этом городе. Возможно тут обитают оборотни, вампиры и колдуньи. А возможно тебе просто показалось или тебе сознательно наврали, потому что ты турист. У каждого города есть история - только от тебя зависит верить ли ей. Как и в Медведках Мария Галина приходит к теме конструирования своего прошлого: ты можешь придумать себе прошлое настолько реальное, что оно полностью заменит то, которое было на самом деле. Что характеризует тебя больше: то, что было, или то, что тебе важно чтобы было? Кому нужна правда? Правда субъективна, истина банальна, а в конце мы все умрем.

Еще Галина поднимает важную тему, которая резонирует со мной. Тему развилок, выборов, которые определяют всю твою дальнейшую жизнь. Особенно и в частности тех развилок, решение на которых принимал не ты. Что делать с чувством своего бессилия? Что делать со злостью от навязанного пути?

Мне кажется, Мария Галина - максимально недооцененный автор. Ее романы увлекательны и динамичны, но вместе с тем глубоки и насыщенны. Галина - не жанровый автор, пишущий магический реализм. Галина - постмодернисткий философ. И я обязательно буду читать ее дальше.