Больше рецензий
10 декабря 2022 г. 16:36
389
3 Диалоги сыграли на нервах
РецензияПри всей любви к утопиям и антиутопиям роман Курта Воннегута «Механическое пианино», опубликованный в 1952 году, меня не впечатлил. Зацепила аннотация, поэтому приступила к чтению. Первая половина построена сплошь на диалогах, и впечатление сразу испортилось. А говорят, что в моей книге Ольга Черных - Предел совершенства полно болтовни!
Роман «Механическое пианино» построен на идее, что Бог создал человека, а человек, возомнив себя богом, сотворил машину, чтобы упростить себе жизнь. Действие происходит в недалёком будущем. По сюжету общество разделено на две неравные части. В привилегированную группу входят инженеры и менеджеры на автоматизированном производстве. Остальные живут по другую сторону реки – без определённого занятия, потому что их ручной труд заменён машинным. Таким образом, механизация вызывает социальные противоречия между слоями.
«Возможно, все дело не в том, что у людей отняли работу, а в том, что их лишили чувства причастности, значимости».
Мне понравились размышления персонажей о писательстве. Книжка в новом мире стоит дешевле семи пакетиков жевательной резинки. Культура обходится настолько недорого, что утеплить дом книгами и картинами намного дешевле, чем стекловатой. Всё так.
Механическое пианино — это инструмент, который может играть музыку самостоятельно. Клавиши пианино двигаются в соответствии с рисунками на вращающемся барабане. Это метафора общества, в котором основную роль играют не люди, а машины.
Главный герой Пол Протеус, успешный инженер, по закону жанра хочет сломать систему и начинает с того, что покупает ферму, на которую хочет сбежать вместе с женой, но идея ей не нравится, ведь это противоречит корпоративному мышлению и даёт против мужа показания в суде.
«Намного спокойнее думать об оппозиции как об одноликой и абсолютно неправой массе».
Я ждала взрывной развязки, но вялотекущее повествование осталось таким и в финале, не оставив после себя ярких впечатлений. Жаль, потому что я ожидала от романа большего. Зато выделила несколько интересных фраз, как эта, например:
«Человек, всю жизнь пробродивший среди символов, он и революцию сделал символом для себя и теперь готов был принять смерть в качестве такого же символа».