Больше рецензий

5 декабря 2022 г. 18:51

85

4

Казимир Северинович Малевич - создатель супрематизма, повлиявшего на современное искусство, архитектуру, дизайн, моду. Супрематизм - не только направление в искусстве, это целая уникальная внеконфессиональная философия, "религия без культа".

Букша перелопатила огромное количество документов, писем, воспоминаний, критики. Её эрудиция и широкий взгляд на эпоху вызывает большое уважение. Малевича-человека она описывает с большим теплом, сквозь которое проглядывают то гордость, то сочувствие.
Кроме самого Малевича, автор описывает эпоху и знаковые фигуры того времени: Филиппо Томмазо Маринетти, Ларионов, Шагал, Хармс, Хлебников, Кручёных. Букша вплетает их в повествование, подразумевая, что читатель уже знает про них основные вещи, и не надо объяснять, кто это и чего они сделали в искусстве.

Я начинала читать эту биографию с целью полюбить, понять и принять Малевича всей душой. Потому как мозгом понимаю - могуч! Но не откликается у меня ничего на его творчество, не всколыхивается. После этой книги я, кажется, поняла, почему так. Малевичу "вообще не было интересно человеческое". Идеалист высшего порядка, он сам себя унёс в такие далёкие дали, что идея "Искусство для искусства" обрела у него совсем уж рафинированный вид: "Когда дело шло об идеях, он предпочитал земле и людям космос".

Вот этой отстранённостью от всего человеческого веет и от его картин, и от этой книги.
Советую эту книгу большим фанатам Малевича, а также тем, кому интересен феномен развития искусства в России в первой половине ХХ-го века.

Но если вдруг, вы не "в теме", если имена Ларионова и Хлебникова не очень знакомы , а выражения "футуризм", "конструктивизм" и" Бубновый валет" кажутся чужими и незнакомыми, то эту книгу, пожалуй, читать будет тяжко.

Источник