Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2013 г. 11:57

214

5

"Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойля".

Такие книги, по-моему, должны быть у каждого любителя классических детективов, хотя бы из "спортивного" интереса. Поэтому считаю факт, что данный сборник в свое время очень успешно разошелся по магазинам и набрал заслуженную популярность, не сверхъестественным, а вполне закономерным явлением. Во-первых, народу (пишу за себя, но смею полагать, что так дела обстоят у многих любителей) не хватает хороших детективов. Тем более, редких, малоизвестных в наше время, но вполне состоявшихся в свое. Во-вторых, писательский уровень современности заметно упал по сравнению с "викторианскими" и "золотыми" годами. Может быть, виной тому прогресс, плоды которого писатели вводили к месту и не к месту, может, отсутствие увлекательных замыслов, но только в большинстве "теперешних" опусов интеллект сыщика заменяет пистолет и мобильник, а умозаключения - умение пользоваться техническими прибамбасами. И на таком бездетективье старые рассказы из сборников, подобные "Не только Холмсу" - как отдушина. А теперь, галопом по Европам (все рассказы читал вразнобой, но здесь попробую структурировать в том порядке, в каком они приведены в книге):

Миссис Генри Вуд - "Загадка дома номер семь".
Первая половина рассказа написана очень интересным языком, демонстрирующим атмосферу веселия жизни в английской провинции. Но зато когда дело переместилось в Лондон, повествование сразу же стало суше, действие потеряло львиную долю увлекательности, а концовка и вовсе скомкалась. Не говоря уж об отсутствии классического сыщика и интересных умозаключениях.

Грант Аллен - "Рубины Реманетов".
Хороший, интересный рассказ с неожиданной развязкой. Вернее, искушенный фанат детективного жанра вполне сможет предугадать подобный вариант, но вещица сама по себе коротенькая, лучше просто читать и ни о чем не думать.

К. Л. Пиркис - "Редхилльские сестры".
А вот это очень понравилось. Оригинально (для того времени) и с достаточно неожиданной концовкой. Ожидал малого, а получил очень и очень приличную вещь, приемы из которой присутствуют у многих классиков (в частности, частенько встречается у Агаты Кристи).

Израэль Зангвилл - "Обманутая виселица".
Этот рассказик я прочитал первым, т.к. имя автора было на слуху (творчество писателя, одного из первых, заложивших в литературу сюжет с расследованием убийства в запертой комнате, всегда, как минимум, любопытно). Интересно, но прием обмана зрителя разгадывается практически с первых абзацев. Просто по той причине, что это фактически единственный вариант развития событий, по-другому и быть не могло. Сейчас эта фишка кем только не использована, она уже является одним из самых известных расхожих штампов; хотя, наверное, во времена написания рассказа была достаточно оригинальной. Но удовольствие в любом случае получено.

Артур Моррисон - "Кража в Лентон-Крофте".
Впечатления ровно противоположные тем, что возникли при прочтении "Загадки 13-й камеры" (см. ниже). Сначала - не сильно интересно: три кражи, один и тот же способ преступления, и не особо колоритный сыщик (а ведь он был временной заменой самому Холмсу!) Зато когда он начал объяснять, что да как, его монолог сразу поднял весь рассказ в моих глазах на более интересный уровень. Уж больно хорошо, чертяка, все растолковал.

Фергус Хьюм - "Нефритовый бог и биржевой маклер".
Честно говоря, рассказы, в которых все решает случай, мне не сильно нравятся. Куда завлекательнее, когда сыщик с помощью собственных серых клеточек сплетает все нити в одни узелок. В данном же происшествии аляповатый преступник неосторожно теряет большую улику (практически в самом начале, это не спойлер), и сие, разумеется, приводит к печальному для него концу. Особой заслуги следователей нет, случайность помогла. Не совсем моё.

Л. Т. Мид и Роберт Юстас -" Арест капитана Ванделера".
Уже в самом названии рассказа сокрыт некий спойлер, описывающий, что же произойдет. Притом, что событие это вовсе не главное, а капитан Ванделер на деле - один из вспомогательных героев. Трюк, при помощи которого преступник осуществляет свои деяния, несколько натянут и, в общем-то, не совсем нужен. Спойлерить не буду, но, как мне кажется, существует возможность обойтись и без подобных наворотов.

Мэри Э. Уилкинс - "Длинная рука".
Очень натянутый рассказ без характерного сыщика и с крайне нелепым мотивом злодея и способом совершения преступления. Почитать можно, но конкретно в данном случае "пациент скорее мертв, чем жив" (с).

М. Ф. Шил - "Кровь Орвенов".
Что-то в духе Эдгара По. До По, конечно, не дотягивает, но неплохо. Хотя сюжеты в духе "пришел обыватель, рассказал историю - гениальный сыщик через пять минут ее тут же объяснил" я не очень люблю. А сами герои и места действия у По описана не в пример богаче и обширнее при том же объеме. В общем, неплохо, но не шедеврально.

Роберт У. Чамберс - "Лиловый император".
Тоже мило, но ничего более. Нужные элементы, привычные любителям детективов, присутствуют, преступление имеется, развязка - ну, можно сказать. неожиданная (хотя не сильно цепляющая); в общем, нормально. Не крепкое "выше среднего", но от неизвестных мне авторов я многого и не жду.

Мэлвилл Дэвиссон Пост - "Corpus Delicti".
Не сказал бы, что сверхмощно, но сильно. Главным образом из-за нестандартности, ведь даже сейчас мало кто повторяет подобный прием. В основном в сюжеты вводятся хорошие и умные сыщики, плохие и изощренные преступники, и они противостоят друг другу. А вот так, чтобы придумать жесточайшее убийство и защитить его с точки зрения закона (это не спойлер, ибо как именно все происходит, я, само собой, раскрывать не собираюсь) - подобный прием и в наши дни очень редок.

М. Макдоннелл Бодкин - "Убийство по доверенности".
В известной "Лекции о запертой комнате" Джона Диксона Карра отдельным примером упоминается способ убийства, точь-в-точь такой же, как и в "Убийстве по доверенности" Только автор того примера - вышеупомянутый Мэлвилл Дэвиссон Пост (рассказ называть не буду). Кто у кого списал, или оба автора пришли к одной идее одновременно, выяснять не буду. Однако прочитал всё равно с удовольствием, а мотив преступления (который сейчас тоже выглядит штампом) смотрелся оригинальным даже в этом рассказе.

Гай Бутби - "Бриллианты герцогини Уилтширской".
"Плутовской" рассказ уровня "чуть выше среднего". Трюк, используемый пройдошистым героем, не очень оригинален, но его развитие интересно, хоть и предсказуемо. Вполне возможно, что если бы сюжет был выстроен чуть по-другому, могла бы получиться и сочная неожиданная развязка.

Э. У. Хорнунг - "Владелец всегда прав".
Рассказ интересен (лично для меня) только личностью его автора. Мол, зять Конан Дойла, мол, герой - пародия на Холмса, мол, вор-джентльмен... Но по сути своей никакой изощренности в совершаемом преступлении нет, а леблановский Арсен Люпен "уделывает" по хитрости подобные способы на раз.

Кларенс Рук - "Происшествие у "Кафе-Рояль".
Самый коротенький и простенький рассказик в книге. Кое-где натянуто, довольно наивно, но недурно. Совсем маленький объем позволяет получить долю удовольствия.

Виктор Л. Уайтчерч - "Происшествие на железной дороге".
Очень уж натянутый способ совершения злодейства, хотя поезд как место преступления должен просто-таки давить увлекательностью - тут и ограниченное пространство, откуда никуда не убежишь, и постоянное движение, и длительность поездок... Но, увы. Да и сыщик далеко не самый гениальный.

Баронесса Орци - "Таинственное убийство в Йорке".
Очень неплохая вещь с умным героем, с классическими убийством и расследованием, с достаточно неожиданной развязкой, если бы не одно "но", просто убивающее впечатление от прочтения. Рассказ разбит на главы, и название самой последней является ужасным спойлером. В итоге благодаря только ему одному читатель понимает, кто убийца до того, как Старик (серийный сыщик Орци) начинает все объяснять.

Жак Фатрелл - "Загадка тринадцатой камеры".
И снова обратимся к "Лекции о запертой комнате" из романа "Три гроба" Джона Диксона Карра. "Загадка тринадцатой камеры" упоминается там с определение "недосягаемый шедевр". Разумеется, прекрасный повод заинтересоваться. В принципе, очень понравилось ровно до того момента, когда главный герой втирает, как же ему удалось всех обмануть. После этого момента всё "скатывается" до уровня "просто понравилось" - настолько прозаично, а в паре место немного натянуто и наивно выглядит объяснение. Хотя в любом случае, если творчество Фатрелла начнет выходить в наших книгах - я буду одним из первых в очереди.

Р. Остин Фримен - "Послание со дня моря".
А вот это очень здорово безо всяких оговорок. Классический детектив с чисто научным подходом. Всё на месте, ни одной лишней детальки, всё скрупулезно и точно выписано. Об имени убийцы можно догадаться до его оглашения, но даже в этом случае впечатление от чтения не портится.

У. Х. Ходжсон - "Конь-призрак".
Полная фигня с несуразным сыщиком, который из всех мер для предотвращения преступлений, может только пентаграммы рисовать. Сам он не раскрывает дело, хоть что-то и объясняет в конце для читателя, но чисто "для галочки", потому что так должен поступать главный персонаж. Кстати, часть событий и вовсе остается мистикой. В общем, неинтересно.

Артур Б. Рив - "Бесшумная пуля".
Если сравнивать с рассказом Фримена, о котором я писал чуть выше, "Бесшумная пуля" проигрывает по всем статьям. Создается впечатление, что имя убийцы выбрано чисто случайно, что любого можно было бы сделать злодеем, и рассказ мало бы что потерял. В общем, не то.

Эрнест Брама - "Игра вслепую".
Довольно мило. Под этим названием представлено два рассказа. Первый из них, "Монета Дионисия" знакомит читателя с героем, коему предстоит обхитрять врагов, - слепым нумизматом Максом Каррадосом (имя, честно говоря, подходит больше современным триллерам). Во втором же произведении... впрочем, это уже надо читать. На гениальность не претендует, но несколько приятных минут обеспечены.

Анна Кэтрин Грин - "Леди, которая ходила во сне".
Чисто женский рассказик. Написанный женщиной. О женщине в качестве сыщика и рассеянной женщине, вызвавшей женщину-сыщика для расследования. Расследуется тоже вполне женский случай - потерян документ, который надо найти. Никаких краж, убийств и мошенничества. Меня, как представителя мужицкого пола, это не сильно впечатлило.